3. ПАРМЕНИД
Он первый заявил, что земля шаровидна и что место ее в середине.
Существуют две основы, огонь и земля, и первый служит творцом, вто&рая — веществом. Род человеческий первое начало свое имеет от солн&ца, но жар и холод, из которых все состоит, сильнее и солнца. Душа и ум — одно и то же (об этом упоминает и Феофраст в «Физике», где у него изложены мнения едва ли не всех философов). Философию он раз&делил надвое — на философию истины и философию мнения. Поэтому он и говорит в одном месте:...Все тебе должно уведать: Истины твердое сердце в круге ее совершенном, Мнение смертного люда, в котором нет истинной правды.
Философию он излагал в стихах, подобно Гесиоду, Ксенофану и Эм- педоклу. Критерием истины называл он разум, в чувствах же, говорил он, точности нет. Вот его слова:
Да не постигнет тебя на стезе твоей опыт привычный Правиться глазом бесцельным и слухом, отгулами звучным, И языком, — будь лишь разум судьей многоспорному слову!
Потому и Тимон говорит о нем:
Высокоумную мощь Парменида, чуждателя мнений, Освободившего мысль из обманного воображенья.
Это о нем написал Платон диалог, озаглавленный «Парменид, или Об идеях».
Расцвет его приходится на 69-ю олимпиаду. По-видимому, он первый открыл, что вечерняя звезда и утренняя звезда — одно и то же светило (так говорит Фаворин в V книге «Записок»; иные приписывают это Пи&фагору, но Каллимах утверждает, что стихотворение это не Пифагоро&во). Говорят, что он и законы дал для сограждан (так сообщает Спев- сипп в книге «О философах») и первый стал предлагать рассуждение об Ахиллесе (так сообщает Фаворин в «Разнообразном повествова&нии»).
Был также и другой Парменид — ритор, сочинитель учебника.<...>