§ 65. Обратная возвратная соотнесенность феноменологии с самой собо
зо Далее, можно было бы видеть препятствие в сле- 5 дующем: при феноменологической установке мы на- ^ правляем свой взгляд на чистые переживания, с тем (г) чтобы исследовать их, однако переживания самого этого исследователя, переживания самой этой уста- 35 новки и самого направления взгляда, если рассматривать их в феноменологической чистоте, одновременно так или иначе принадлежат области того, что тут исследуется.
Но и здесь нет ни малейшего затруднения.
Точно 40 та же ситуация в психологии и в логической ноэтике.
Мышление психолога тоже есть нечто психологическое, мышление логика — нечто логическое, т. е. оно и само входит в объем логических норм. Подобная возвратная обратная соотнесенность науки сама с собой могла бы вызывать опасения лишь в том случае, если бы от феноменологических, психологических и логических выводов такого-то мышления такого-то мыслителя зависело познание всего прочего в соответствующих областях исследования, но это проти- восмысленное предположение.
Правда, во всех подобных дисциплинах, возвратно соотносящихся с самими собою, имеется трудность, заключающаяся в том, что и вводя в эти дисциплины и впервые погружаясь в них исследовательским взором, приходится оперировать такими вспомогательными средствами метода, которые в окончательном научном виде сформируются лишь позднее. Замысел новой науки невозможен без предварительных и приготовительных соображений, касающихся как существа дела, так и метода. Однако и понятия, и прочие элементы метода, какими оперирует в таких подготовительных работах психология, феноменология и т. д. сами суть понятия и элементы психологические, феноменологические и т. д., — свое окончательное научное отпечатление они приобретают лишь в системе науки, которая, стало быть, уже фундирована.
Очевидно, что в этом направлении нас не ожидают какие-либо серьезные сомнения, какие могли бы воспрепятствовать действительной разработке подобных наук и в особенности феноменологии.
Коль скоро же феноменология предполагает быть в рамках лишь непосредственной интуиции чисто «дескриптивной» наукой о сущностях, то всеобщность ее метода дана заранее — как нечто вполне само собою разумеющееся. Дело феноменологии в показательном виде предъявлять взору чистые события сознания, доводить их до полной ясности, упражняться в их анализе, в постижении их сущности в пределах такой ясности, преследовать доступные ясному усмотрению сущностные взаимосвязи, то, что было усмот-рено, выражать в адекватных понятииных выражени- ях, смысл которых предписывается исключительно о узренным, т. е. тем, что вообще ясно усмотрено. Наивное пользование подобным методом поначалу служит лишь тому, чтобы мы могли как-то осмотреться в новой области, поупражняться на ее[49] территории в умении смотреть, схватывать и анализировать и как- то познакомиться с данностями этой области, — напротив, научная рефлексия сущности самого метода,
с; х
-е-
gt;х
о ^
и (d
х
о с; о
Ф ю сущности разыгрывающихся в нем видов данностей, о рефлексия сущности, возможностей и условий пол-
X
(d
-єн
а
-О
нои, ясности и совершенного усмотрения, равно как вполне адекватного и четкого понятийного выражения и т. п. и т. д. принимает на себя функцию всеоб- о is щего, логически строгого фундирования метода. Если § такую рефлексию совершают сознательно и последо- % вательно, то она приобретает характер и достоинство научного метода, который в данном конкретном слу- -©- чае, применяя строго формулируемые методические о 20 нормы, позволяет себе критику — критику, ограничивающую и совершенствующую метод. Возвратная соотнесенность феноменологии с самой собою проявляется тогда в том, что все обдуманное и четко установленное методичной рефлексией относительно яс- 25 ности, усмотрения, выражения и т. п., в свою очередь принадлежит владениям феноменологии, в том, что все саморефлексивные анализы оказываются также
феноменологическими сущностными анализами, а 8 получаемые методологические усмотрения также зо подпадают под действие норм, которые они же фор- 5 мулируют. Во всякой новой рефлексии, таким обра- ^ зом, необходимо, чтобы мы могли постоянно убеж- m даться в том, что высказываемое в методологическом высказывании положение дел может быть передано в 35 полнейшей ясности, что понятия, какими мы пользуемся, действительно адекватны данному, и т. д.
Сказанное, очевидно, сохраняет значимость и для всех методологических исследований, которые соотносятся с феноменологией, сколь бы широки ни были 40 их пределы, а потому разумеется само собою, что на-
стоящее сочинение, ставящее своей целью готовить путь феноменологии, по своему содержанию само есть от начала и до конца феноменология.