§ 64. Самовыключение феноменолога
7S X
Прежде всего упомянем одно методическое со- х мнение, которое способно было бы сковать и самые 35 -о первые наши шаги. 8\
Мы выключаем весь совокупный природный мир, | все трансцендентно-эйдетические сферы и благодаря 3 этому будто бы обретаем «чистое» сознание.
Но не ^ сказали ли мы только что — «мы » выключаем? В со- 40
стоянии ли мы, феноменологии, вывести из игры самих себяу потому что ведь и мы тоже сочлены при-
X
о
g родного мира?
с;
X
Очень скоро можно убедиться в том, что это совсем не трудно, — если только у нас не сместился
2 смысл «выключения». И мы можем даже преспокой-
но продолжать столь же естественно говорить, как все люди, ведь будучи феноменологами, мы не перестаем быть природными существами и полагать себя 10 таковыми также и в своих речах. Однако, будучи час-
ф
X
X |_
о
х Ф
о тью метода, мы, для тех утверждений, что должны
х Ф -0-
быть внесены в кадастр феноменологии, какой самое время теперь завести, будем предписывать себе норму феноменологической редукции — таковая вклю- о is чает в себя наше эмпирическое существование и препятствует вносить в книгу такие положения, которые % в эксплицитном или имплицитном виде содержали бы естественные полагания. Пока речь идет об индиви- дуальном существовании, феноменолог поступает о 20 точно так, как и всякий эйдетик, например геометр. ^ В своих научных работах геометры нередко говорят о самих себе и своей исследовательской работе, однако сам этот занимавшийся математикой человеческий субъект отнюдь не относится к эйдетическому содер- 25 жанию математических тезисов.