<<
>>

  ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ ФОМЕ АКВИНСКОМУ

  «Похвальное слово св. Фоме Аквинскому» было последним сочинением JI. Валлы. Как сообщает приписка в конце списка этого сочинения, хранящегося в римской Библиотеке Анджелика, речь была произнесена в римской церкви Сайта Мария сопра Минерва 7 марта 1457 г., то есть менее чем ва пять месяцев до смерти автора, последовавшей 1 августа того же года [См.: Valla L.
Scritti filosofici е religiosi. Firenze, 1953. P. 469]. Эта речь была традиционным панегириком, которым доминиканцы Рима отмечали в главной орденской церкви память наиболее чтимого орденского святого-богослова, скончавшегося 7 марта 1274 г. Что побудило доминиканское руководство пригласить для этой цели именно Валлу, мы не знаем. Невероятно, чтобы им не была известна репутация Валлы как критика многих укрепившихся церковных представлений, но, видимо, понадеявшись на его скромность, полагая, что само присутствие высших церковных сановников удержит Валлу от каких бы то ни было необдуманных высказываний, они поддались соблазну пригласить знаменитого магистра элоквенции. Но как мы видим из текста речи, Валла не захотел приносить в жертву парадному красноречию и уважению к ордену, пригласившему его, свои идеи и свободу критики. То, что орденское начальство было возмущено, нам известно благодаря свидетельству Гас- паре Веронезе, который так передает суждение Гильома д'Эстуте- виля кардинала Руанского: «Когда он услышал речь Лаврентия Валлы о достоинствах святейшего Фомы Аквинского, [Произнесенную] здесь в храме Санта Мария сопра Минерва, то решил, что он сошел с ума и не отказался от справедливости суждения. Ибо, когда Валла намеревался сказать о почти неописуемых добродетелях Фомы Аквинского, он перешел границу дозволенного и по глупости отклонился от формы начала речи, рассуждая соответственно обычаю риторов, которые имели обыкновение так спорить в школах. Итак, его речь была как бы лоскутной материей и сшитой из равных лоскутков.
Поэтому отношение сего князя было встречено в высшей степени одобрительно» [Gaspare Veronese. De gestis tempore P. M. Pauli II//Muratori L. Rerum italicarum scriptores. Т. III. P. te 2. 1734],

До последнего времени было известно две рукописи этого сочинения, одна в Национальной библиотеке в Париже, другая, уже упоминавшаяся, в Библиотеке Анджелика в Риме. Недавно П. О. Кристеллер обнаружил в Модене в Библиотеке Эстенсе третью рукопись, содержащую некоторые отличия от известных ранее, тексты которых существенных расхождений пе имели. Парижская рукопись была положена в основу издания: Valla L. Encomium sancti Thomae Aquinatis/Ed. J. Vahlen // Vierteljahrsschrift fur Kul- tur und Litteratur der Renaissance. Leipzig, 1886. 1 Jahrgang. S. 390— 396. Настоящий перевод выполнен по этому изданию. При составлении комментария использованы примечания к итальянскому переводу речи в кн.: Valla L. ScritU filosofici е religiosi. P. 457—469.

          1. Валла эдесь кратко излагает точку зрения многих раннехристианских апологетов, восходящую к Юстину Философу, согласно которой вся языческая религия и философия были простым искажением учения ветхозаветных пророков. [См.: Бычков В. Эстетика поздней античности. (II—III вв.). М., 1981. С. 70]. О перечисленных Валлой обрядах см.: Бытие, 4. 4; 8, 20.
          2. См.: Поел, к римл., I, 25.

8 Саллюстий. О заговоре Катилины. 52, 29.

4 См.: Лука, I, 28.

8 См. о значении martyr: IJleronimus. Ер., 130, 5; 4G, 8; 119, 4. Isidorus. Etymologiae, VII, 11. См. о значении confessor: Cyprian. De lapsis, passim. Lactantius. De mortibus persecutorum. 35. Hiero- ntmus. Ep., 82, 7. Киприан также указывал на близость этих слов, он пишет о пресвитере Моисее «тогда еще исповеднике, ныне же мученике». Ер., 55, 5.

8 См.: Иоанн, I, 6—8.

            1. Петр Мученик (1206—1252).—Доминиканец, родом из Веро- пы.
              Выполняя обязанности инквизитора, активно преследовал еретиков в Северной и Центральной Италии. Был убит в окрестностях Милана родственниками казненного по его приговору. См.: Jacobus a Voragine. Legenda aurea/Ed. Th. Graesse. Vratislaviae, 1890. P. 277—291. Cap. LXIII (61). В католической иконографии утвердившимися его символами стали: кривой нож, меч и пальмовая ветвь. Поэтому, возможным переводом лат. falx является и садовый нож.
            2. Фома Бекет (1118—1170) — Английский государственный и религиозный деятель, с 1162 г. архиепископ Кентерберийский. Оказал сопротивление проведению реформы церковных судов со стороны английского короля Генриха II Плантагенета, согласно которой клирики подлежали светскому суду и только после этого вопрос о лишении сана, в случае признания обвинения справедливым, рассматривался епископским судом. Помимо этого Фома добивался возвращения церкви всех незаконно присвоенных светской властью владений. Конфликт особенно обострился после возвращения Фомы из изгнания в декабре 1170 г. Исполняя тайное желание короля, несколько придворных убили архиепископа в Кентер- бсрийском соборе прямо у алтаря. См.! Jacobus a Voragine. Legenaa aurea. Cap. XI. P. 66—69.
            3. Восхваление Фомы в значительной степени опирается на текст «Золотой легенды»: «Фома переводится как бездна, либо близнец... Так как был этот святой учитель Фома словно глубочайшая бездна, поскольку наиглубочайшей явил ученость и муд- рость». Jacobus a Voragine. Legenda aurea. Cap. CCXIV (211). P. 918. Несколько иначе имя Фома толкуется применительно к Фоме Бе- кету: «Фома переводится бездна, близнец или рассеченный. Бездна, то есть глубокий в смирении, что явствует из ношения власяницы и омовения ног бедным, бливнец в своем прелатском служении, поскольку управлял двойственно, т. е. словом и делом, рассеченный же в страдании». Jacobus a Voragine. Legenda aurea. Cap. XI. P. 66. В какой-то мере это сравнение объясняет, что позволило Балле говорить о том, что одному имя даровано от человека, другому божественным образом.
            4. Христианская ангелология, окончательно оформленная в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», насчитывает девять ангельских чинов, разделенных па три степени: 1-я —высшая (далее в порядке убывания): серафимы, херувимы, престолы; 2-я - средняя: силы, господства, власти; 3-я - низшая: начала, архангелы, ангелы.
              См.: Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. VI, 2. М., 1881. С. 24—25.
            5. Вергилий. Энеида. I, 374.
            6. См.: Jacobus a Voragine. Legenda aurea. Cap. CCXIV (211). P. 918.
            7. См.: Ibid. Cap. CXIII (108). P. 466. Доминик (1170-1221) испанский монах, принявший участие в борьбе с альбигойской ересью. Для борьбы с ересью основал орден странствующих проповедников, который был утвержден папой Гонорием III в. 1216 г.
            8. См.: Тоссо G. de. Vita S. Thomae//Fontes vitae S. Thomae Aquinatis/A cura di D. Priimer. Tolosa. s. a. T. 2. P. 98—100.

18 См.: 2-ое поел, к коринф., 12, 2.

10 См.: Jacobus a Voragine. Legenda aurea. Cap. CCXIV (211). P. 919.

              1. См.: Calo P. Vita S. Tomae // Fontes vitae S. Thomae. T. 2. P. 38.
              2. Римляне называли планету Венеру Луцифером при восходе и Геспером на закате. См.: Цицерон. О природе богов, II, 53. Таким образом, Валла хотел сказать, что различие между Домиником и Фомой не большее, чем между вечерней и утренней звездой.
              3. См.: Gui В. Legenda S. Thomae Aquinatie//Fintes vitae S. Thomae. Tolosa, 1928. T. 3. P. 215—216.
              4. См.: Hieronimus. Commentarium in Isajam. V. 23, 2 (Migne PL. T. 24. P. 227). Валла обращался к этой мысли неоднократно. См.: Valla L. In quartum librum elegantiarum praefatio//Prosatori latini del quattrocento. Milano; Napoli, 1952. P. 616; Idem. Del vero e del falso bene 11 Valla L. Scritti filosofici e religiosi. P. 204.
              5. См.: Gui B. Legenda S. Thomae Aquinatis. P. 198.
              6. См. примечания к «Сопоставлениям Нового завета»: Предисловие. I, 4. Ранняя редакция предисловия.
                3. Лактанций Фирман, Люций Целий (ок. 250 — после 325). Раннехристианский церковный писатель, прозванный «христианским Цицероном». Автор «Божественных наставлений». После находки в 1416 г. его сочинения «О создании человека», сделанной Поджо Браччолини, Лактанций стал одпим из главных гуманистических авторитетов не только в вопросах языка и стиля, по и в обосновании учения о достоинстве человека.

28 Василий Великий или Кесарийский (ок. 330—379).— Ранне- византийский церковный писатель. Глава так называемого каппа- докийского кружка, в который входил его брат Григорий Нисский, Григорий Назианзин и Амфилохий Иконийский. Василий является одним из видней^тих авторитетов восточной церкви, подготовивший окончательную победу над арианством. Вместе с тем он постоянно наотаивал на необходимости изучения языческих писателей, постоянно указывая на неразрывность христианского учения и его риторического выражения. Важнейшим сочинением в этом плане была его гомилия «О том, как молодым людям извлечь в пользу И8 чтения языческих книг» [См.: рус. пер. в кн.: Памятники ви- вантийской литературы IV—IX вв. М., 1968. С. 54—65], которая была переведена на латинский язык в 1405 г. Леонардо Бруни и стала одним из наиболее популярных источников гуманистической апологетики. Григорий Навианаин или Григорий Богослов (ок. 330— ок. 390).—Ранневизантийский церковный писатель, близкий друг Василия Великого. Как мыслитель испытал существенное воздействие платонической традиции. Крупный церковный деятель, епископ Сасимы и Назианза (оба города в Малой Азии), председательствовал на вселенском соборе, положившем конец арианству, в 381 г. в Константинополе. Особую славу приобрел как поэт, раскрывавший в своих стихах многие автобиографические мотивы, по острове самоанализа сопоставимые с «Исповедью» Августина. Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407). Раннввивантийский церковный писатель, обучался риторике в Антиохии у Либания.

Знаменитый проповедник, прозвище которого засвидетельствовано с VI в. В 398 г. рукоположен в сан патриарха Константинопольского, но своим независимым поведением Иоанн навлек гнев императрицы Евдоксии и был отправлен в ссылку, где и скончался.

34 Поел, к колоо., 2, 8.

" Иоанн Каосиан (ок. 360—485). Основатель монашества в Галлии. Наиболее известное его сочинение «Собеседования», посвященные различным вопросам христианского нравственного учения. По форме, это двадцать четыре беседы о египетскими отшельниками, под руководством которых он начал свою подвижническую деятельность.

                1. Анселъм Кентерберийокий (1033—1109).—Католический богослов, представитель ранней схоластики. С 1093 г. епископ Кентербери. Был активным сторонником теократической программы папы Григория VII. Создатель так называемого онтологического доказательства бытия бога.

87 Бернард Клервосский (1090—1153).—Католический богослов- мистик. В 1115 г. стал настоятелем основанного им монастыря в Клерво. Выступил вдохновителем Второго крестового похода в 1147 г. Был одним из наиболее активных обличителей Абеляра и последовательным врагом складывающейся схоластики, которую он обвинял в нововведениях.

18 Религий иа Осврра (ок. 841—908).—Богослов и грамматик. Автор комментариев к Донату и Присциану. Испытал сильное влияние Иоанна Скота Эригены. Влияние его настолько глубоко, что некоторые исследователи даже приписывали Эригене комментарии Ремигия к Боэцию.

                1. Беда Почтенный (674—735).— Богослов и историк, по происхождению сакс. Автор комментариев к отдельным книгам Библии и сочинениям отцов церкви. Им написано несколько трактатов по орфографии, поэтике и риторике. Наиболее известна его «Церковная история народа англов».

80 Исидор Севилъский (570—638).— Средневековый писатель и богослов. Епископ Севильи. Автор небольших хроник и толкований на некоторые книги Библии. Наибольшую славу принесла ему своеобразная энциклопедия: «Этимолия или Начала». Валла весьма резко отзывался о нем в предисловии ко второй книге «Красот латинского языка», «...все написанное после них [Доната, Сервия, Присциана.— И. с/.] о латинском языке представляется мне детским лепетом, особенно же сочинения Исидора, самого наглого из всех невежд, который не зная ничего, учит всему». (Prosatori 1а- tini del quattrocento. P. 602).

                  1. Имеется в виду Петр Ломбардский (ок. 1100—1160).— Средневековый богослов и философ. Архиепископ Парижский с 11$9 „г. Среди других его произведений выделяются четыре «Книги сентенций», ставшие обязательным руководством по богословию, содержит оно выдержки из патриотических сочинений, особенно Августина. Комментировали их практически все крупнейшие средневековые философы и богословы.
                  2. Грациан,— Итальянский монах, составивший ок. 1150 г. свод соборных декретов и папских постановлений, озаглавленный «Согласование противоречивых канонов». Сборник Грациана Валла использовал при исследовании подлинности «Константинова дара». [См.: Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии. М., 1963. С. 165—166].
                  3. Альберт Великий (ок. 1193—1280).--Католический богослов и философ. Учитель Фомы Аквинского. За энциклопедичность своих познаний получил титул «всеобъемлющего доктора». Одним из первых пытался приспособить философию Аристотеля к католическому вероучению.
                  4. Эгидий Римский (ок. 1247—1316).—Католический богослов. Принадлежал к августинскому ордену, с 1292 г.— генерал этого ордена. Автор сочинения «О власти церкви» и вдохновитель теократической Буллы Бопифация VIII: «Unam sanctam».
                  5. Александр Альский, точнее Гэльский, (ок. 1185—1245).— Средневековый богослов и философ. Основатель францисканской школы в Парижском университете. Один из первых комментаторов Потра Ломбардского. Ему приписывается обширпый «Свод богословия», составленный его последователями. В сочинениях Александра впервые задана форма схоластического обсуждения исследуемого вопроса.
                  6. Бонавентура (собственно, Джованни Фиданца) (1221 — 1274).— Католический богослов и философ. Генерал францискап- ского ордена, с 1273 г.— кардинал. Учился у Александра Гэльского. Получил почетный титул «серафического доктора». Стремился соединить схоластическую перипатетическую традицию и августи- нианский мистицизм, противостоя в этом томизму. Его учение было наиболее влиятельным среди францисканцев вплоть до Дунса Скота.
                  7. Иоанн Дуне Скот (ок. 1266—1308).— Католический богослов и философ. Монах-францисканец. Учился и преподавал в Оксфор-

и Париже. В отличие от учения Фомы о философии — служанке богословия, дающей рациональное обоснование догматов веры, Дуне

Скот разработал учение о строгом разграничении разума и веры, сферы философии и сферы богословия.

38 См.: прим. 5 к трактату «О свободе воли».

99 В 1298 г. папа Бонифаций VIII объявил Григория Великого, Амвросия Медиоланского, Амвросия и Августина учителями церкви. Этот первоначальный канон был дополнен папой Пием V в 1567 г. Фомой Аквинским, а на следующий год Василием Великим, Григорием Назианзином и Иоанном Златоустом. Список учителей церкви пополняется и в наши дни.

                    1. Григорий 1 Великий (ок. 540—604).— Папа римский с 590 г. В трудных условиях лангобардского владычества Григорий проявил себя как умелый администратор. Особую славу ему принесли проповеди на книгу пророка Иезекииля, евангельские тексты, «Пастырский устав» и «Диалоги о житии и чудесах италийских отцов». Частое использование им диалогической формы послужило причиной его прозвания Двоеслов1 утвердившегося в православной традиции. Григорий весьма широковещательно осуждал языческую литературу, включая даже ее использование в целях обучения грамматике и риторике. По этой причине включение его Валлой в круг почитаемых отцов обусловлено официальным каноном. См.: прим. 39.
                    2. См.: Basilius Magnus. Ер., II, 197 (Migne PG. Т. 32, col. 287— 289).
                    3. См.: Hieronimus. Liber de viris illustribus. Cap. 117, (Migne PL. T. 23. Col. 944). Ср.: Ер. 50; 52.

49 См.: Gregorius Magnus. Homiliarum in Evangelia. Lib. II, horn. 34. (Migne PL. T. 76, col. 1607). Валла первым из гуманистов выступил с опровержением принадлежности свода сочинений, традиционно именуемых «Ареопагитиками», афинянину Дионисию, который упоминается в «Деяниях апостолов» [17, 34]. По его мнению Дионисий, не мог быть автором столь сложных по содержанию сочинений, поскольку был не философом, а судьей, ибо ареопаг не место философских собраний, как полагают некоторые, а судебных разбирательств. Дионисий упоминает о солнечном затмении, которое якобы наступило в момент смерти Христа, но, если ворить Иерониму, никакого затмения в Афинах в то время не наблюдалось. Мрак, о котором упоминают евангелисты, относится не ко всей земле, а только к земле иудейской и, следовательно, его также не могли видеть в Афинах. Наконец, до времени Григория Великого никто из греческих и латинских писателей не упоминает об этих сочинениях. (Этот довод единственный из всех Валла осторожно вводит в комментируемый текст). Возможным автором их Валла считал Аполлинария Лаодикийского, писателя еретического толка, жившего в IV в. Эта атрибуция восходит к спорам VII в. о подлинности «Ареопагитик». [Valla L. Opera. P. 825b; Idem. Collatio novi testament!. P. 167—168).

44 Иоанн Дамаскин (ок. 675—753).— Византийский богослов и философ. В своем главном сочинении «Источник знаний» стремился систематизировать и подчинить задачам церковного учения всю совокупность внаний того времени. В философии следовал Аристотелю, учение которого стремился подчинить богословским целям. Иоанн Дамаскин был идейным противником иконоборчества. Особую славу он приобрел как гимвограф.

                    1. См.: Апокалипсис, 4, 10,

<< | >>
Источник: Н. В. РЕВЯКИНА. ЛОРЕНЦО ВАЛЛА. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. Издательство • Наука • Москва 1989. 1989

Еще по теме   ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ ФОМЕ АКВИНСКОМУ:

  1.   ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛОРЕНЦО БАЛЛЫ И ЕГО ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ
  2.   ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ ФОМЕ АКВИНСКОМУ
  3.   О СВОБОДЕ ВОЛИ: К ЕПИСКОПУ ИЛЕРИДСКОМУ ГАРСИИ
  4.   ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ ФОМЕ АКВИНСКОМУ
  5.   ПРИМЕЧАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ  
  6. ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРАВО НА ИСТИНУ
  7. Культура и верования