<<
>>

  АПОЛОГИЯ

  «Апология» Лоренцо Валлы обращена к папе Евгению IV. Название работы в рлгкописи: «Лоренцо Валлы о ложном обвинении его в ереси к римскому папе», в «Opera omnia» (1543) работа названа Валлой иначе: «Апология Лорепцо Валлы в защиту себя и против клеветников к Евгению IV великому понтифику».

Написана «Апология» осепыо 1444 г.

через несколько месяцев после инквизиционпого процесса, устроенного против Валлы в Неаполе. Король Альфонс Арагонский прервал этот процесс и собирался устроить свой суд, пригласив к себе организаторов инквизиционного процесса через три дня, как сообщает Валла в «Апологии»; но суд этот так и не состоялся. Видимо, в течение этих дней Валла составил «Защиту философских тезисов», в которых его обвиняли или могли обвинить [см. текст «Защиты» и предисловие к нему: Zippel G. L'autodifesa di Lorenzo Valla per il processo dell'in- quisizione napoletana (1444)//Rinascimento. 1970. У «Защиты» и «Апологии» много общего, и сравнение этих двух документов могло бы представить большой интерес. В комментариях к «Апологии» нами отмечены лишь в самом общем плане, без детального сравнения, отдельные моменты сходства и различий этих документов.

Перевод «Апологии» сделан по тексту ее в «Opera omnia», р. 795—800 и сверен с итальянским переводом Дж. Радетти, выполненном с рукописного варианта [см.: Lorenzo Valla. Scritti filosofici e religiosi. P. 431—54 J, чем вызваны некоторые расхождения.

  1. ...в том высшем суде... — Валла имеет в виду инквизиционный процесс, который устроили против него в Неаполе в 1444 г. После заключения мира Альфонсом Арагонским с папой против Валлы, находившегося под защитой Альфонса, выступили прелаты церкви, с которыми у него и ранее были столкновения. Валла называет среди своих недругов епископов: епископа — юриста (об имени его он умалчивает), которому он разъяснил однажды трудный текст из Кодекса Юстиниана и который сам не мог ответить па вопрос Валлы относительно «Двенадцати таблиц»; и епископа Гарсиа, доминиканца, члена королевского совета, духовника короля, с ним у Валлы произошло столкновение из-за письма, якобы написанного Христом правителю Эдессы Абгару: Валла же утверждал, что письмо подложное и что Абгар никогда не существовал.
    По более серьезной причиной, видимо, был трактат Валлы против «Константинова дара», что предполагает и сам Валла [см.: Mancint. Op. cit. P. 189. Непосредственным поводом к суду послужило столкновение гуманиста с францисканским монахом Антонио да Битонто (см. ниже).
  2. Валла намекает на свой неудачный и кратковременный приезд в Рим. Он не был в Риме 13 лет и стремился туда, чтобы повидать своих родных; однако этому мешало сильное противодействие духовенства. Что!бы заручиться поддержкой, Валла пишет письма кардиналам Скарампо и Ландриани. В письмах к кардиналам Валла не признает за собой вины в том, что написал против «Константинова дара», и не отказывается от своей работы, сожалеет только, что сделал это при папе Евгении IV. Он пытается объяснить свои побуждения — стремление к истине, благочестию, славе. «Ведь то, о чем я написал,—говорит он далее,— является стыдом не только для современников, но и для ушедших и будущих поколений». Какое уж тут раскаяние! Просьбами Валлы о защите движет не раскаяние, а опасность, о которой он говорит с откровенностью, не доверяя даже тому, кого просит: «Я очень сильно опасаюсь. Пощади прошу, если я говорю, что опасаюсь; опасность вынуждает меня говорить по-другому и мне приходится говорить. Я опасаюсь, что ты, дав слово в безопасности моего приезда, захочешь и будешь иметь возможность отомстить мне, когда я приеду» [Barozzl. Op. cit. P. 96]. Письма Валлы остались без ответа. И тогда он, варучившись рекомендательными письмами от короля Альфонса Арагонского, на свой страх и риск отправился в Рим. Однако его враги пытаются добиться от папы возобновления инквизиционного процесса в Неаполе и Лоренцо Валла бежит из Рима к королю Альфонсу Арагонскому в Остию. И все же позже Валле удалось ненадолго приехать в Рим и даже встретиться с папой, возможно, этому способствовало его письмо, исполненное унижений и просьб о прощении за написанные им книги. Письмо это настолько неискренне, что даже Манчини, всячески оправдывающий Валлу и с ортодоксальной и с моральной точек врения, вынужден признать, что Валла — мастер оправдательных писем и объяснить его унижения страстным желанием увидеть родных [Mancini.
    Op. cit. P. 172].

1 В инквизиционном судопроизводстве отсутствовала презумпция невиновности, существовали только свидетели обвинения, имена которых держались в тайне, так что инквизиторы на практике выступали и судьями и обвинителями (а в случае с Валлой они еще были и недругами), что и констатирует гуманист; ему, прекрасно знающему процесс римского судопроизводства, подобные порядки представлялись варварскими.

4 Вергилий. Энеида, I, 539—40.

8 Милон Тит Анний — народный трибун в Риме в 57 г. до н. э., противник народного трибуна 58 г. до п. э. Клодия Пульхра, которого он убил в 52 г. Цицерон ващищал Милопа [см.: «Речь в защиту Милона»], но того все же осудили на изгнание; К. Корнелий Веррес — претор в Сицилии в 73—71 г. до н. э. Цицерон в своих речах выступал против его злоупотреблений и жестокостей; Катилина - см. комм. 62 на с. 414.

8 Орест — см.: Эсхил. Евменид, 462—469.

    1. Обстоятельства обвинения Валлы в ереси и сам процесс описаны им самим в 1453 г. в четвертой книге «Противоядия против Поджо». [Opera omnia. Basileae, 1543. P. 355—361]. О процессе см.: Хоментовская. Цит. соч. С. 92—94.
    2. Валла говорит о короле Альфонсе Арагонском, который, узнав о судилище, послал своих придворных защитить Валлу и прекратил процесс.
    3. Валла говорит о привилегии, данной ему королем Альфопсом Арагонским.
    4. ...относительно сочинения о высшем благе... — Валла говорит о своем диалоге «Об истинном и ложном благе», он рассматривает только один тезис этого диалога — о том, что добродетелей не желают ради них самих, его он отстаивает путем доказательства, что высшим благом является наслаждение, ссылаясь на аптичных авторов и на Библию и с помощью аргументов от лингвистики. Одновременно он защищает и Эпикура. В «Защите» решаются те же вопросы и с помощью похожих аргументов, по делает Валла это более основательно и в форме защиты тезисов (о понятии наслаждения, о силе наслаждения, о том, что наслаждение — царица добродетелей, всякое ли наслаждение благо и др.— всего 10 пунктов.
      Порой Валла просто повторяет мысли этического диалога [см.: Defensio, Р. 82—86].

11 Платон. Государство, IX, 582—583; Гопгий, 497—500. Именно эти книги Платона навивает Валла в «Защите», указывая и переводчиков (К. Дечембрио и Бруни). В «Защите» Валла дает своеобразную интерпретацию Платона: «Платон, глава философов, установил высшее благо в наслаждении души, хотя ничего ясно он не утверждает и наслаждения тела хвалит только при том словии, если мы не пренебрегаем ради них большими благами» Defensio, Р. 83]. В «Апологии» Валла просто говорит о том, что Платон отличал наслаждения души от наслаждения тела,

11 Лактанций. Божеств, наставл., III, 7//Migne. PL. VI, 364. Мысль о том, что Эпикур полагал высшее благо в наслаждении души, Валла высказывает, ссылаясь на Лактанпия, Но в «Защите» он эту же мыоль утверждает от себя (Defensio. Р. 82). Если учесть вводимое Валлой положение о различении больших и меньших наслаждений (и вспомнить, что он очитал большим наслаждением), а также другое его положение о том, что всякое наслаждение не столько чувствуется телом, сколько душой [II, XXVIII, 5], то можно признать, что Валла именно так и понимал наслаждение Эпикура.

" Аристотель. Никомахова этика, К, 5, 1175а. У Ариототеля речь идет о жизни и удовольствии.

      1. Ксенофонт. Киропедия, III.
      2. ...отведали сладость той травы... — Гомер расскавывает в «Одиссее», что люди, отведывавшие лотоса в стране лотофагов (пожирателей лотоса, живших в Ливии), аабывали прошлое. [Одиссея, IX, 62—104].
        1. Вергилий. Энеида, X, 467—69.

17 Цицерон. Рочь в защиту Архия, XXVIII.

11 1-ое поел, к Коринф., 15, 19.

        1. Матфей, 26, 39.
          1. Бытие, 4.
            7.

21 Бытие, 15, 1; 15, 2.

" Матфей, 19, 27.

" Лука, 16, 25.

14 Иоанн, 1, 13. Сам Валла, цитируя латинский текст Библии, указывает ниже на ошибку. («Приведу свидетельство не ложное, как вы делаете, говоря voluntas плоти вместо voluptas»). В итальянском переводе Радетти: «не от наслаждения (voluptas) плоти, не от хотения мужа».

" Цицерон. О границах добра и зла, II, 4, 18. Эдесь Валла точнее цитирует Цицерона, чем в диалоге «Об истинном я ложном благе» (где он опускает фразу «кто энает латинокий язык»).

" frui и fruitio Валла исследовал в «Красотах» [Шея., V, 5].

17 Бытие, 2. 8; 2, 15; 3, 23 и

          1. Псалм., 35, 9.

19 Иезекииль, 31, 9, 16. 18.

30 Это темы диалога «Об иотинном в ложном благе» [І, XXXIV. ll III, IX, 3; III, XIII, 1-2].

            1. ...рассудительность не отличается от коварства... — Валла по считает рассудительность (prudentia) добродетелью, она заключена в интеллекте и является знанием добра и ела; но важно не зпать добро или зло, а желать первого и избегать второго. II потому рассудительность Валла сопрягает со справедливостью, без чего она может стать коварством. Добродетель же, по мнению Валлы, спорящего с интеллектуалистской позицией Аристотеля, заключается в воле или аффекте. Эти положения Валла защищает в «Диалектике», но они являются главными для всей его этики в целом.
            2. Иеремия, 4, 22.
            3. Лука, 16, 8.

84 ...из трех сестер последняя есть любовь...

— Валла говорит о христианских добродетелях — вере, надежде, любви.

35 ...среди чинов ангельских высший есть серафим... — об ангельских чинах см. комм. 83 на с. 433.

8в Иаков, сын Исаака, служил Лавану 14 лет за то, чтобы взять в жены его младшую дочь красавицу Рахиль [см.: Бытие, 29].

              1. Рассуждение о Боге как действующей причине (causa ef- ficiens) и о блаженстве (вечной жизпи) как конечной причине см. в диалоге «Об истинном и ложном благе» [III, XIII, 3].
              2. Те же мысли в трактате по диалектике [I, 10, 69] и в диалоге «Об истинном и ложном благе» [III, XIII, 2].
              3. Речь идет о трактате Валлы по диалектике «Перекапывание [пересмотр] всей диалектики вместе с осповапиямп всеобщей философии».

На инквизиционном процессе от Валлы потребовали ответа относительно десяти категорий. Валла воспроизводит диалог с епископом Иоанном (Анна): — Но разве десять категорий имеют такое же отношение к вере, как и десять заповедей?.. — Как,— сказал «Анна»,— ужели это не относится к вере? Но разве вы по зпаете, что важпейшие учения богословия объясняются и разрешаются с помощью диалектики и ее положений о понятии, раздельном и составном, которые он подвергал сомненшо? (Пер. А. И. Хоментовской. [Цит. соч. С. 94].

Текст в «Защите» и «Апологии»: почти идентичен.

              1. Валла предлагает в трактате по диалектике вместо 10 категорий 3 - субстанции, качества и действия. [См.: Перекапывание [пересмотр] всей диалектики, I, 13].
              2. ...три элемента... — земля, вода, воздух. [Там же, I, 11].
              3. Три внутренних чувства — память, разум, воля. [Там же, I, 9, 22-24].

48 Там же.

                1. Иксион — См. комм.
                2. Перекапывание [пересмотр] всей диалектики, II, 14.
                3. Там же, II, 18.
                4. ...оратор является истинным мудрецом.— Для Валлы оратор — мыслитель, имеющий право обсуждать этические проблемы, его он противопоставляет философу как любителю мудрости.

                1. аКатоликон» Джованни Бальби, написанный в 1286 г., был грамматической энциклопедией, широко использовавшейся в средневековой школе; Угуччоне да Пиза (ум. 1210), преподаватель канонического права в Болонье, известен своей «Суммой» (1188— 90) — комментарием к Декрету Грациана и «Derivationes» — этимологическим словарем, очень распространенным в средние века. Текст «Апологии» относительно «Красот» тот же, что в «Защите».
                2. Присциан — позднеантичный грамматик, преподавал в Константинополе ок. 500 г., известен как автор учебника «28 книг наставлений в грамматике», широко используемого в школах и университетах в средние века и в эпоху Возрождения.
                3. В диалоге «О свободной воле» Валла выступает против Боэция, который трактовал провидение как предзнание или предвидение, которое не противоречит свободе выбора. Сам Валла понимал провидение как волю Бога. Текст «Апологии» частично совпадает с «Защитой», но по смыслу различий нет, так как Валла и в том и в другом случае отстаивает свою правоту (в «Защите» напр., он говорит, что справедливо порицал Боэция, который считал, что философия может дать людям счастье [Defensio. P. 90] и отвергает обвинение в ереси).
                4. ...перейдем к вопросу об обете.— Валла говорит далее о своем диалоге «О монашеском обете», в котором он, продолжая традицию антимонашеских выступлений Бруни и других гуманистов, показывает несостоятельность каждого из трех монашеских обетов (воздержания, послушания и бедности), видя в основе их страх; а не любовь. Он полагает, что светский образ жизни (без обета) лучше монашеского. Текст «Апологии» короче, чем в «Защите», где Валла рассматривает каждый из обетов отдельно, широко привлекая материал из диалога [Defensio. P. 90—94].

" Валла скорее всего намекает на монаха — францисканца Антонио да Битонто (см. ниже).

51 В диалоге «О монашеском обете» Валла пишет: «Монашеское звание не делает людей лучше». [См.! Итальянские гуманисты о церкви и религии. С. 136].

                  1. Поел. Иакова, гл. 2.
                  2. Валла говорит о францисканском монахе Антонио да Битонто, который проповедовал в Неаполе в Великий пост 1444 г. Он приписывал составление Символа веры 12 апостолам (каждый из которых добавил свое — отсюда почленно), источником его было откровение, данное апостолам. Валла возразил на заявление монаха относительно происхождения Символа от апостолов. Разгневанный монах разразился в проповедях против Валлы не только по поводу Символа, но и антиаристотелевской диалектики, хулил его как того, что отрицает существование 4 элементов и 10 категорий. Тогда Валла предложил диспут и выставил тезис, но по совету короля диспут отменили. Валла написал в коллегию неаполитанских юристов, пытаясь убедить их исправить текст «Декреталий» (свод канонического права), и показывал испорченный текст Грациана и текст Исидора относительно никейского символа веры. Письмо Валлы стало известно викарию архиепископа Неаполя. Вскоре после этого начался инквизиционный процесс.

59 Соответствующее место о Символе веры см.і Gratianl Decret., I, dist. XV, 1.

                    1. О символе веры см.: Isidor. Etimolog., VI, 16.

                    1. ...тайно прибегли к крови ближнего — это место у Валлы не ясно. Не исключено, что это просто образное выражение, имеющее цель подчеркнуть несправедливость затеянного против Валлы судилища. Вряд ли заслуживает доверия утверждение Поджо, что Валла был посажен в тюрьму доминиканского монастыря и был подвергнут инквизицией сечению розгами [Mancini. Op. cit. P. 186]. Фацио о наказании не говорит, но только об осуждении Валлы как еретика, которого сочли достойным огня. [Ibid. Р. 212].

50 Во время Флорентийского собора Валлу обвиняли в ереси относительно святого духа, но ничего конкретного об этом неизвестно. Валла признается, что он что-то говорил, но мотивы свои объясняет как благочестивые. Поджо писал, что у Валлы об этом предмете была и соответствующая работа.

00 Скорее всего Валла имеет в виду здесь свой трактат о «Кон- стантиновом даре». Во время Базельского собора король Альфонс Арагонский, ведший в то время войну с папой, поддерживал на соборе его противников, не без участия Альфонса собор низложил Евгения IV и выбрал в 1439 г. антипапу Феликса V. Именно в это время Валла, находясь на службе у Альфопса, работал над трактатом, и противники гуманиста не преминули это обстоятельство использовать против Валлы.

<< | >>
Источник: Н. В. РЕВЯКИНА. ЛОРЕНЦО ВАЛЛА. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. Издательство • Наука • Москва 1989. 1989

Еще по теме   АПОЛОГИЯ: