>>

ПРЕДИСЛОВИЕ

В советской философской науке творчество Василия Петровича Тугаринова (1898—1978 гг.) занимает особое место. Его роль в развитии философской науки и подготовке кадров значительна.

Пожалуй, начиная с послевоенного периода до 80-х годов в нашей философской науке не было столь разностороннего ученого, который не только сформулировал многие перспективные и фундаментальные направления исследования, но и дал их основательную разработку. За годы своей творческой деятельности В. П. Тугаринов опубликовал более ста работ, из них 14 книг, многие из которых стали библиографии ческой редкостью, но в то же время не потеряли своегЮ значения, наоборот, некоторые из них приобретают все большую значимость. Это говорит о творческом характере работ В. П. Тугаринова, его научной прозорливости. Он всегда исследовал общие, фундаментальные проблемы марксистско- ленинской теории.

Первой проблемой, которая нашла глубокую разработку в творчестве В. П. Тугаринова, была проблема законов объективного мира, их познания и использования. Этой важной проблеме посвящена книга «Законы объективного мира, их познание и использование» (1954 г.) и серия статей и брошюр. В них В. П. Тугаринов систематизировал марксистско- ленинское понимание законов, показал пути их познания и использования. Особенно важным является уточнение сущности социальных законов и путей их познания. Положения работ В. П. Тугаринова способствовали глубокому пониманию законов и закономерностей в общественных й гуманитарных науках, а также дальнейшему философско-социологическому исследованию социальных закономерностей и законов общественного развития.

Наряду с законами В. П. Тугаринов активно разрабаты-

5

вал категории диалектического и исторического материализма. Он первым в нашей стране в середине 50-х годов издал фундаментальные труды по этим проблемам. Им была предложена оригинальная система категорий диалектического материализма.

На основе деления объектов действительности на предметы, свойства, отношения он выделил системы субстанциональных, атрибутивных и релятивных категорий. Было глубоко разработано учение о природе категорий, исследовано их соотношение с законами и их субординация. Особенно содержательной является разработка В. П. Тугарино- вым категорий исторического материализма. Книга «Соотношение категорий исторического материализма», вышедшая в 1958 г., до последних лет была единственной. В этой работе впервые в нашей философско-социологической литературе дана оригинальная систематизация категорий исторического материализма, научное значение которой, к 'сожалению, не до конца оценено. И сегодня, по истечении почти 30 лет, в нашей литературе нет работы на эту тему, которую можно было бы поставить в один ряд с трудом В. П. Тугаринова.[3] В этом труде была выдвинута и обоснована идея многоступенчатой систематизации путем выделения групп категорий, «рядов», в основе которых лежало выделение основных сфер общественной жизни, данной К. Марксом.

Весьма плодотворным является разделение В. П. Тугари- новым категорий исторического материализма на философские и социологические. Такое разделение послужило основой верного понимания предмета исторического материализма как науки, хотя в этом дсХ настоящего времени нет полного единодушия. Нам представляется, что идеи В. П. Тугап ринова о систематизации категорий исторического материализма не нашли еще должной оценки. В связи с тем, что XXVII съезд КПСС потребовал развития фундаментальных' исследований, думается, что многие исследователи внимательнее отнесутся к идеям В. П. Тугаринора, что будет способствовать дальнейшему развитию мыслительного аппарата социально-философской науки, без чего невозможен творческий анализ противоречий и тенденций развития нашего общества, социальной действительности в целом.

В творчестве В. П. Тугаринова большое место занимала аксиологическая проблематика. Он первым в советской философской литературе издал книгу «О ценностях жизни и культуры» (1960 г.), где на основе идей юлассиков марксизма-ленинизма была начата разработка теории ценностей.

В последующие годы появилась серия статей, в кото- рых исследовались основные проблемы теории ценностей. Во второй книге — «Теория ценностей в марксизме» (1968 г.) — дано целостное систематическое изложение марксистско-ленинской теории ценностей, которое было направлено против концепций буржуазной науки, против субъективизации ценностного подхода. Для В. П. Тугаринова ценности вытекают из познания действительности, они есть конкретные факты, сущностные стороны природы и общества, которые познаются, создаются человечеством в его деятельности и процессе общественно-исторической практики.

Содержательные идеи В. П. Тугаринова обусловили активную разработку аксиологической проблематики в советской литературе и, таким образом, способствовали углублению нашего познания окружающего мира, пониманию сущности соци-/ ального познания, а также путей формирования нового человека и воспитания подрастающего поколения. В настоящее время ценностная проблематика, благодаря усилиям В. П. Тугаринова, является достаточно разработанной, хотя некоторые аспекты еще нуждаются в дальнейшем уточнении и развитии.

В течение многих лет внимание ученого-новатора было направлено на освещение проблем человека и личности. Епgt; работы в области теории личности, в частности книга «Личность и общество» (1965 г.), в свое время вызвали бурные научные дискуссии, что в определенной мере способствовало постановке и разработке фундаментальных проблем марксистского человекознания. Интерес к вопросам человека и личности у В. П. Тугаринова был исключительно устойчивым, можно сказать, что он был основной научной проблемой его жизни. Первая статья была опубликована в «Коммунисте» в 1960 г., а последняя, написанная в 1978 г. и не увидевшая свет при жизни ученого, включена в настоящее издание его избранных философских трудов. В. П. Тугаринов одним из первых в нашей литературе конкретно, с марксистско-ленинских позиций поставил вопрос о сущности человека, личности и его смысла жизни, проблемы формирования социалистической личности.

В его работах реализуется философско- синтетический подход к этим проблемам. Надо сказать, что многие вопросы, поставленные ученым, и те пути решения, которые он предложил, не потеряли своей актуальности и значимости.

Особого внимания заслуживают сформулированные В. П. Ту- гариновым фнлософско-социологические принципы подхода к сущности личности. В творческой деятельности В. П. Тугаринова интерес к основным принципам и категориям материалистической диалектики, к проблемам личности нашел свое проявление в разработке им марксистско-ленинского учения о сознании и общественном сознании. Основные свои идеи он изложил в монографии «Философия сознания» (1971 г.) и в ряде статей и брошюр.

В этих ра'ботах анализируются философские проблемы сознания, дается, в отличие от специально-научных подходов, философский уровень понимания проблемы. Своими работами в области сознания В. П. Тугаринов способствовал развитию марксистско-ленинской гносеологии и социологии сознания, этих важнейших аспектов учения о сознании. Отличительной чертой его работ по теории сознания является то. что ученый рассматривает их в связи с проблемами человека, внутреннего мира личности, с вопросами развития общественного сознания социалистического общества, воспитания нового человека и формирования его социалистического самосознания. Очень важным является вклад В. П. Тугаринова в исследование структуры общественного сознания, диалектики общественного и индивидуального сознания. Важной его заслугой в этой области является показ непреходящего значения идей основоположников марксизма-ленинизма, особенно В. И. Ленина, о сознании и общественном сознании.

В. П. Тугаринов явился одним из первых философов, кто положительно оценил теорию опережающего отражения (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн) и показал роль этой теории в глубоком понимании сущности марксистско-ленинской теории отражения и в особенности социального отражения.

В научном творчестве В. П. Тугаринова большое место занимало исследование философских основ прогнозирования.

По его инициативе на философском факультете Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова была начата разработка проблем прогнозирования и предвидения. Основные результаты исследования нашли свое отражение в серии статей и глав в коллективных работах, в частности в книге «Предвидение и современность» (1976 г.), в соавторстве с Т. М. Румянцевой. В этих работах В. П. Туга- риновым творчески осмыслены идеи классиков марксизма- ленинизма, показаны прогностические функции марксистско- ленинской теории. Им подробно раскрыты объективные основания предвидения, философского содержания сущности опережающего отражения в различных формах.

Выводы В. П. Тугаринова, на наш взгляд, не потеряли значения и сейчас для творческого понимания сущности отражения, а также для понимания процессов и тенденций социального прогресса при социализме, что исключительно важно для управления социальными процессами. К сожалению, эти работы в настоящее издание не вошли из-за ограниченности объема, но они даны в списке основных работ ученого. Читатель, интересующийся этими проблемами, может ознакомиться с данными работами.

В конце своей творческой деятельности В. П. Тугаринов вернулся к проблеме человека и личности, но уже в свете новых глобальных проблем: социальных, экологических и культурных. В работах этого, периода было дано творческое толкование острых проблем экологии, биологического и социального в человеке. В. П. Тугариновым четко показана сущность социалистической цивилизации, ее отношение к окружающей среде и те условия, которые она представляет для развития человека. Наиболее полно идеи В. П. Тугаринова отражены в его последней книге «Природа, цивилизация, человек», изданной в Издательстве Ленинградского университета в 1978 г.

Перечень основных направлений творческой деятельности В. П. Тугаринова показывает его разносторонность. Он обращался к исследованию фундаментальных и животрепещущих проблем марксистско-ленинской теории и практики строительства нового общества.

Характерной чертой работ В. П. Тугаринова является смелость и глубина постановки и решения проблем. Его работы не только развивали, углубляли понимание фундаментальных проблем нашей философии, но и стимулировали дальнейший научный поиск. Эту черту они не утратили и в настоящее время.

Трудам В. П. Тугаринова свойственны глубокая партийность, последовательность и научная принципиальность. Он всегда был воинствующим борцом за чистоту марксистско- ленинской теории, страстным ее пропагандистом и воспитателем философских кадров. Ученый был необычайно щедр, делясь своими мыслями и планами со студентами, аспирантами и молодыми преподавателями.

С 1951 по 1960 г. В. П. Тугаринов являлся деканом философского факультета Ленинградского университета и долгие годы заведовал кафедрой диалектического и исторического материализма, а затем кафедрой философии для гуманитарных факультетов. С деятельностью В. П. Тугаринова связаны становление и развитие философского факультета Ленинградского университета, формирование его творческого потенциала и кадров высшей квалификации. Организаторская, учебно-воспитательная и научная деятельность ученого способствовала развитию в Ленинградском университете и в вузах Ленинграда фундаментальных исследований, улучшению преподавания марксистско-ленинской философии. В результате философский факультет ЛГУ стал в нашей стране одним из значительных центров марксистско-ленинской философии и кузницей научно-педагогических кадров.

Все сказанное свидетельствует о том, что научной и организационный вклад В. П. Тугаринова в развитие марксистско-ленинской теории действительно весьма значителен, и его идеи продолжают оказывать влияние на дальнейшее развитие нашей философии.

В настоящее издание философских трудов В. П. Тугари- нова включены основные его работы. При подборе их редакционная коллегия пыталась отразить разносторонность научных интересов ученого и выбрать из включенных работ те разделы, в которых дается авторская разработка проблем и которые не потеряли сво(ей актуальности в настоящее время.

Конечно, во включенных в книгу работах не все бесспорно с современных позиций, на некоторых из них лежит печать времени. Несмотря на это книга, по нашему мнению, представляет ценность как яркий пример подлинно научного творчества.

В заключение хотелось бы высказать уверенность, что «Избранные философские труды» В. П. Тугаринова найдут заинтересованного читателя, и выразить благодарность всем, кто активно помогал подготовке представленного философской общественности издания, особенно его дочери Наталии Васильевне Захаровой.

А. О. Бороноев

 

| >>
Источник: Тугаринов В. П.. Избранные философские труды. — Л.: Издательство Ленинградского университета.1988.—344 с.. 1988

Еще по теме ПРЕДИСЛОВИЕ:

  1. Йозеф Шумпетер. "Капитализм, социализм и демократия" > Предисловие ко второму изданию, 1946 г.
  2. Декарт ПИСЬМО АВТОРА К ФРАНЦУЗСКОМУ ПЕРЕВОДЧИКУ «ПЕРВОНАЧАЛ ФИЛОСОФИИ», УМЕСТНОЕ ЗДЕСЬ КАК ПРЕДИСЛОВИЕ 2  
  3.   Предисловие [к работе К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение»]
  4. М. ГРИГОРЬЯН ПРЕДИСЛОВИЕ к первому изданию собрания сочинений
  5. ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ [**************************************************] Предисловие
  6. Предисловие к первому изданию
  7. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ)
  8. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ.
  9. ПРЕДИСЛОВИЕ
  10. Предисловие
  11. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
  12. Предисловие
  13. Письмо автора к французскому переводчику «Первоначал философии», уместное здесь как предисловие2
  14. Предисловие к первому изданию
  15. Предисловие ко второму изданию
  16. ПРЕДИСЛОВИЕ К ЭТОМУ СОКРАЩЕННОМУ ИЗДАНИЮ
  17. ПРЕДИСЛОВИЕ
  18. ПРЕДИСЛОВИЕ
  19. 1. Предисловие к Новому Завету (1548)
  20. 2. Предисловие к “Книге молитв” (1544)1