<<
>>

в) Соотношение закономерности и закона

Понятия закономерности и закона, отражающие соответственные объективные процессы, близки между собой. Однако между ними имеется и некоторое различие. Понятие закономерности употребляется прежде всего в философском, всеобщем, универсальном смысле, для обозначения всех форм связи, всех взаимоотношений явлений объективного мира, для обозначения всеобщего мирового порядка, для выражения той мысли, что мир, природа — не хаотический конгломерат вещей и событий, а единое, связное, неразрывное целое.

Классики марксизма-ленинизма указывали, что всеобщая закономерность— это всеобщая связь, взаимозависимость и взаимообусловленность явлений.

В. И. Ленин писал: «Все уегтіиеії=опосредствовано, связано в едино, связано переходами. Долой небо — закономерная связь всего (процесса) мира»[4]. Абстракции, понятия, законы «охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся и развивающейся природы»[5].

Всеобщая объективная закономерность природы и соответ- вующая философская, универсальная категория закономерности охватывает, включает в себя решительно все существующие формы взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Нет и не может быть ничего, чтобы, так сказать, выпадало из всеобщего порядка природы, что не было бы обусловлено, что не было бы вызвано предшествовавшими и окружающими явлениями. Подобный факт был бы «чудом», сверхъестественным событием. Все обусловлено, все в конечном счете закономерно. Всеобщая связь и взаимозависимость явлений есть одна из наиболее общих закономерностей природы.

Природу надо рассматривать не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных, изолированных и не зависимых друг от друга, а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

В отношении мира в целом случайность абсолютно противопоставляется закономерности, так как в этом отношении случайность выступает как отрицание закономерности всеобщей связи явлений, как отрицание единства мира. «Понимание» мира как случайного скопления явлений означает представление о нем как о хаосе, совокупности «чудес». Однако случайные связи имеют место в системе всеобщей закономерной связи явлений. Здесь случайность выступает уже не как чудо, не как беспричинное, необусловленное явление, а как одна из форм проявления всеобщей необходимости, закономерности. Всеобщая, мировая закономерность включает в себя частные закономерности различных областей действительности— природы, общества и мышления — и закономерности еще более частных сторон каждой из этих областей. Поэтому явление, проистекающее, например, из закономерностей природы и воздействующее на общество, может быть для последнего фактором случайным. Так, суховей, снижающий урожаи в юго-восточных районах нашей страны, вызывается законами природы, а отнюдь не закономерностями советского общественного строя. Суховей закономерен, как один из многих результатов действия всеобщей закономерности, как результат действия законов природы. (...)

Внутри сложного явления также имеет место перекрещивание, взаимодействие относительно внешних друг другу закономерностей. Так, Энгельс показал, что дарвиновское учение о закономерностях органической эволюции связано с признанием случайных различий особей внутри отдельных видов. Эти индивидуальные различия проистекают не из наследственности данного вида, не из его природы и поэтому выступают в отношении к ней как случайные.

(...)

Марксистское понятие всеобщей закономерности необходимо связано с признанием материальности мира. Единство мира состоит в его материальности. Это единство мира — не мертвое состояние, а процесс внутреннего закономерного движения. Вот почему В. И. Ленин в приведенной выше цитате в связи с утверждением закономерности мира воскли- цает: «Долой небо». Признание объективной закономерности тесным образом связано с материалистическим смыслом понятия «мир» (вселенная, природа). В понятии «мир» заключена черта упорядоченности. Хаос не может быть мироїм, природой. Мир не есть библейский хаос, приводимый в движение богом, он также не кантовский хаос, приводимый в порядок нашим рассудком; он сам по себе есть закономерное, упорядоченное целое. «Мир есть закономерное движение материи...»[6], — писал В. И. Ленин.

Всеобщая закономерность выступает так же, как наиболее общая черта или порядок движения материи. Все имеющиеся в мире формы движения материи носят закономерный характер. Всеобщая связь и взаимообусловленность являются именно закономерностями движущейся материи.

Неправильным, ненаучным является отождествление материи с закономерностью. (...) Материя не тождественна закономерности, ибо материя является носителем, субстратом закономерности, а закономерность — свойством, порядком движения материи. Материя движется закономерно, изменяется, развивается закономерно.

Закономерность имеет место также и в той или иной отдельной области явлений и соответственно употребляется также в частнонаучном смысле. Поиятие закономерности является одним из основных понятий всякой науки. Каждая наука, изучая определенную область явлений, имеет своей задачей открыть закономерный характер этих явлений и законы, которым они подчиняются. В специальных науках понятие закономерности применяется з том же смысле, что и в указанном «универсальном» смысле, а именно, что данная область или группа явлений существует и развивается не хаотически, не случайным образом, а согласно внутренним законам, присущим этим явлениям. Таким образом, понятие закономерности означает законосообразность.

Закономерность выражает как наличие взаимосвязи и взаимозависимости явлений данной области действительности, так и наличие в их течении определенного общего систематического порядка, но не раскрывает еще конкретных форм, сторон этой взаимосвязи. Последние раскрываются законами. Поэтому если люди, открыв закономерность, идут дальше, раскрывая разные стороны взаимосвязи и порядка в данной области явлений, то такое развитие, конкретизация этой закономерности приводит к открытию ряда законов в данной области.

Закономерность, как объективный процесс, составляет единство законов данной области явлений. Закон же является частью, стороной, моментом закономерности. Он поэтому более узок по содержанию, чем закономерность. Объективно закономерность не существует отдельно от законов. Целое не может не иметь своих частей, сторон, а эти части могут быть' лишь частями целого. Но, как показывает история науки, в развитии последней открытие законов и закономерностей не всегда совпадает во времени.

Наука, установив закономерность, идет дальше, раскрывая разные стороны взаимосвязи. Такое раскрытие закономерностей приводит к открытию законов данной области. Иногда, наоборот, открытие законов предшествует формулированию более общей закономерности. Поэтому понятие закономерности употребляется в одних случаях для обозначения начального этапа познания законов, а в других — для обозначения совокупности законов данной области явлений, для выражения их целостности, единства.

Так, закономерности различных форм движения материи, например биологические или общественные закономерности, включают в себя целый ряд законов. Различаются, например, динамические и статистические закономерности, каждая из которых обнимает целый ряд законов; так же говорят о закономерностях биохимии, электромагнетизма, о закономерностях воспроизводства и т. д. Закон есть одна из нитей клубка, узла, называемого закономерностью.

Итак, закономерность выступает как общность законов всего мира или данной области явлений, связь закономерности и закона выступает как соотношение целого и его моментов. Такое соотношение между закономерностью и законом можно проследить на примере отдельных наук. Великий русский физиолог И. FI. Павлов исследовал наиболее общие закономерности высшей нервной деятельности — раздражение и торможение и раскрыл законы этих процессов: иррадиацию, концентрацию, взаимную индукцию и др. Указанные законы составляют единство, не наблюдаются один без другого, а в совокупности представляют собой различные стороны, грани раздражения и торможения. Так, иррадиация выражает распространение раздражения и торможения по коре головного мозга, а концентрация — противоположный процесс. Индукция же выражает взаимодействие иррадиации и концентрации, каждый из этих процессов протекает сильнее, если происходит тотчас после противоположного процесса. Закономерности имеют различные степени общности. Значение познания общих закономерностей состоит в том, что они направляют умы людей по правильному пути исследования и практической деятельности. Таково, например, понятие наследственности как одной из наиболее общих закономерностей органической природы (...).

Но познания одних общих закономерностей недостаточно, для непосредственного практического преобразования приро- ды и общества. Для последнего необходимо раскрытие конкретных закономерностей, т. е. законов. Однозначность, конкретность связи — важное достоинство закона. В частнонауч- ном употреблении понятия закономерности выступает еще одна характерная черта последней. Закономерная связь характеризуется не только объективной «последовательностью» в связи явлений, но и определенными пределами этой последовательности.

Тот или иной существующий порядок связи явлений не безграничен, не безмерен, но протекает в известных границах, рамках. В. И. Ленин отмечает у Гегеля положение: «Закон или мера»[7]. Мера есть тоже определенный порядок связи явлений. Понятием меры обозначается объективное единство количественной и качественной определенности в существовании и развитии явлений. Каждое качество обладает определенной, присущей ему величиной (числом или объемом). Это и есть мера данного явления. Появление нового качества имеет результатом новое единство количества и качества.

Черта меры имеется во многих законах. В ряде законов выражается общее соотношение, связующее ряд чисел, количеств. Одно количественное соотношение еще не представляет закона науки. Законом является лишь такое обобщение, такая связь числовых отношений, которая придает им качество всеобщности и необходимости. Так, познание взаимных расстояний планет еще не составляет астрономического закона. Надо, чтобы эти эмпирически установленные количества были связаны общим соотношением, общей формулой. Галилей и Кеплер показали, что расстояния между планетами не случайны, но подчиняются определенному общему «правилу», т. е. закону. Сделанные еще до Галилея эмпирические вычисления относительно падающих тел на земле, а до Кеп-lt; лера — относительно движения небесных тел обобщены в законах, открытых этими естествоиспытателями, так, что коли-^ чество приобрело качественный момент: открыты были такие отношения, которые «выполняет» с необходимостью всякое земное и небесное тело.

Закон выступает как мера взаимосвязи явлений также ив том отношении, что он определяет границы развития этих явлений в данном качестве. Например, для возбуждения атомов какогр-либо тела физики бомбардируют эти атомы электронами, специально разогнанными особым прибором. При ударах электронов атомы захватывают их энергию, а затем ее излучают. При этом осуществляется закон: частоты излучения тем больше, чем больше порции энергии, которая была захвачена у электрона, а затем излучена. Но при этом оказалось, что этот закон действует только тогда, когда энергия электронов достигает определенного «критического» уровня. До достижения этого уровня электроны отскакивают от атомов, не отдавая им своей энергии.

Черта меры присуща также и законам общества. Так, закон стоимости рабочей силы, действующей при капитализме, определяет узкие границы цены рабочей силы, держит на низком уровне размеры оплаты труда рабочего. В Советском Союзе (...) размеры вознаграждения за труд определяются достигнутым объемом общественного производства минус социалистическое накопление и, следовательно, неуклонно повышаются с ростом общественного богатства. Социалистический принцип оплаты по труду определяет меру труда и меру потребления работника.

Один из объективных законов развития социалистического общества —закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства выступает так же, как мера развития этого общества для определенного отрезка времени. Этот закон определяет присущие лишь социалистическому обществу (и устанавливаемые государственным планом на основе действия этого объективного закона) уровни и темпы развития, пропорциональные соотношения между отраслями народного хозяйства. На основе действия этого объективного закона государственные планы устанавливают определенные нормы использования сырья, материалов, оборудования, энергии, технико-производственные нормы и т. д.

Закономерный порядок взаимосвязи явлений включает в себя момент предела развития этой взаимосвязи в определенном направлении, качественных переломов в направлении этого развития, ступенчатый, противоречивый характер этого развития. Раскрываемые марксистско-ленинской философией черты закономерности ясно выступают как в общих, так и в частных закономерностях общества и природы.

Гениальная формулировка сущности исторического процесса, данная Марксом в предисловии к его книге «К критике политической экономии», устанавливает прежде всего взаимозависимость всех явлений общественной жизни (социальных, политических и духовных) и основу этой взаимозависимости — способ производства общества. Формулировка Маркса раскрывает далее определенный порядок этой взаимосвязи в развитии общества: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие е существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности,, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке»[8].

Наконец, Маркс определяет меру, пределы существования той или иной общественно-экономической формации, исторический момент социального переворота: «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне самого старого общества»[9].

В этой открытой Марксом закономерности связан между собой ряд законов развития общества. Из этой закономерности, как из почки, марксизм раскрыл ряд специфических законов каждой формации.

Указанные черты закономерности характерны и для естествознания. Так, например, в области общей патологии (науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения развития и исхода различных болезненных процессов)^ идет борьба между господствующим в зарубежной науке направлением, идущим от Р. Вирхова, и советским направлением, основанным на идеях И. М. Сеченова, С. П. Боткина, И. П. Павлова, А. А. Остроумова, И. И. Мечникова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского и др. Вирхов и вирховианцы механически расчленяют целостный организм на части, а болезненные процессы — на их элементы. По Вир- хову, патология организма является просто суммой болезненных состояний его отдельных клеток.

Этот метафизический подход не позволяет вирховианцам вскрыть общее в развитии разных внешне не схожих между собой болезненных процессов. Вирховианцы считают, что болезненные процессы, охватившие весь организм, являются простым расширением местных очагов поражений, возникших в результате непосредственного действия болезнетворных агентов (микробов, ядов и т. д.) на определенные клетки организма. Эта неверная теоретическая посылка негативно сказывается не только на исследованиях в области теоретической медицины и на подготовке медицинских кадров, но и на лечебном деле, так как отвергает лечение, осуществляемое путем воздействия на нервную систему организма.

Отечественное направление в патологии основано на противоположных предпосылках И. М. Сеченова и И. П. Павлова, которые, исходя из идеи целостности организма и его' неразрывной связи со средой, доказали ведущую роль нервной системы в осуществлении всех жизненных Процессов ор-: ганизма, обосновали принцип «нервизма».

Советская патология, развивая учение корифеев русской физиологии, раскрывает тот порядок, ту закономерную последовательность, в какой протекают болезненные процессы в организме. Советское направление в патологии показало,, что периферические окончания нервной системы, имеющиеся во всех тканях и органах, первыми воспринимают раздражения от болезнетворных агентов. Нервная система организма осуществляет «посредничество» между всевозможными раздражителями и тканями организма. Далее болезненный процесс в виде многозвеньевой цепной нервной реакции может продолжать свое развитие и без участия вызвавшей его первопричины, микроба, вируса, токсина. Открытие этой последовательности дало медицине возможность управления патологическим процессом путем лечебного вмешательства, направленного не только на болезнетворный агент — первопричину болезни, но и на весь организм, на регулирующие его работу нервные механизмы.

Уже отмечалось, что объективно закономерность не существует как-то отдельно от законов, что закономерность есть то, что объединяет, связывает все законы мироздания или законы определенной области последнего в некое единое целое. Закономерность есть выражение единства законов,, а закон есть часть, сторона, момент закономерности. Поэтому и выделяемые ниже объективные черты, признаки законов суть не что иное, как конкретизация объективных черт закономерности.

 

<< | >>
Источник: Тугаринов В. П.. Избранные философские труды. — Л.: Издательство Ленинградского университета.1988.—344 с.. 1988

Еще по теме в) Соотношение закономерности и закона:

  1. § 1. Закон — основной акт парламента. Его сущность и особенности
  2. СООТНОШЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ И РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ПРИНЦИПОВ в ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  3. § 15. Понятие закона. Общие представления о детерминизме 
  4. в) Соотношение закономерности и закона
  5. г) Признаки и понятие закона
  6. 1) Соотношение категорий с законами и другими положениями марксистской философии
  7. СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  8. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕИСТОРИЧЕСКИХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  9. 3. Законы и принципы диалектики
  10. ЗАКОН. ЗАКОНЫ НАУКИ.
  11. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА
  12. Глава IИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР УЧЕНИЙ О ДЕЙСТВИИ УГОЛОВНЫХ ЗАКОНОВ В ПРОСТРАНСТВЕ
  13. §3. Правопорядок и законность.
  14. ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ В УСТАВНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОПИСИ
  15. (??) Определенные законы и общий закон .
  16. 4. Закон. Динамические и статистические закономерности
  17. § 3. Историзм общественных законов
  18. § 4. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ. ЗАКОН КАК КЛЮЧЕВОЙ ЕЕ ЭЛЕМЕНТ
  19. 1.1. Понятие развития и эволюции языка. Основные законы организации и развития языковой структуры