§ 33. Предварительные указания на «чистое», или «трансцендентальное, сознание» как на феноменологический остаток
Мы разобрались теперь в смысле феноменологической Є7СОХП, НО только еще не в ее возможном эффекте. Прежде всего не ясно, в какой мере данное выше ограничение совокупной сферы єлохті действительно сужает ее универсальность.
Да что же останется, если выключить весь мир, включая и нас, и любое cogitare?Поскольку читателю уже известно, что наши медитации руководствуются интересами новой эйдетики, а потому он будет прежде всего ожидать того, что хотя весь мир как факт и подпадает под выключение, но только не мир как эйдос и не какая-либо иная сущностная сфера. Ведь если мир выключается, то это действительно не означает, к примеру, что выключается натуральный ряд чисел и относящаяся к нему арифметика.
Между тем мы пойдем не этим путем, и наша цель расположена не в этом направлении; цель же мы можем обозначить так: обретение нового бытийного региона, какой до сих пор не получал своих специфических границ, тогда как ведь всякий подлинный регион — это регион индивидуального бытия. Что озна-
чает это конкретнее, в том наставят нижеследующие констатации.
Мы будем поступать, прежде всего прямо раскрывая, и — коль скоро подлежащее раскрытию бытие — это не что иное, как то, что по соображениям сущест- 5 венным мы станем обозначать как «чистые переживания», «чистое сознание» с его чистыми «коррелятами сознания» а, с другой стороны, Я его «чистым Я», — станем наблюдать исходя из Я, из сознания, из переживаний, в том виде, в каком даны они нам в естест- ю венной установке.
ы
О "О
о
?
Я — это Я, человек в действительности, реальный объект подобно другим в естественном мире. Я осуществляю cogitationes, «акты сознания» в более широком и в более узком смысле, и акты эти, как принад- is лежные к такому-то человеческому субъекту, — это нечто происходящее все в той же естественной действительности.
То же самое и все мои прочие переживания, в переменчивом потоке которых столь своеобразно вспыхивают специфические акты Я, переходя 20 друг в друга, связываясь в синтезы, непрестанно видоизменяясь. В наиболее широком смысле выражением «сознание» (^дальнейшем, впрочем, менее подходящим) охватываются и все переживания. Будучи «естественно установленными»,— какими продолжаем 25 мы оставаться и в своем научном мышлении, согласно наипрочнейшей привычке, которую никто и никогда не сбивал еще с толку, — мы и все обретаемое в психологической рефлексии принимаем как реально проис- о ходящее в мире, а именно как переживания оду- зо ф шевленных существ. И настолько естественно для нас ^ видеть их такими, и только такими, что мы, даже озна- | комившись с возможностью изменения нашей уста- 9 новки и пустившись в поиски новой области объектов, вообще не замечаем, что не из чего-либо, но именно ИЗ 35 этих самых сфер переживания и выходит, благодаря новой установке, эта новая область. С этим ведь и связано то, что вместо того, чтобы по-прежнему обращать свой взор к этим сферам, мы отвели его и начали искать новые объекты в онтологических царствах 40
I арифметики, геометрии ит. п.— а тут как раз и нельзя -g- было бы обрести что-либо действительно новое. 8 Итак, твердо устремим свой взгляд на сферу со-
о ^
и 0 ZT
X |_
о I того сознания, в каком, согласно его сущности, со- о
s знания и станем изучать то, что мы имманентно обретаем в ней. Поначалу, еще до совершения феноменологического выключения суждения, подвергнем ее систематическому сущностному анализу — пусть даже далеко и не исчерпывающему. Вот что безусловно необходимо для нас — это некое общее усмотрение сущности сознания вообще, в особенности же и
х I х ]
знается «естественная» действительность. Мы продолжим свои штудии, пока не совершим то самое усмотрение, на какое мы нацелились, а именно усмот- о ; is рениетого, что сознание в себе самом наделено своим особым бытием, какое в своей абсолютной сущнос-
5'
х |
% ( ти не затрагивается феноменологическим выключе-
§ ! нием.
Она-то и представляет собой «феноменологи--э-| ческий остаток», и это принципиально-своеобраз-
^ I
20 ный бытийный регион, который на деле и может стать пОлем новой науки — феноменологии.
.0
Лишь благодаря такому усмотрению «феноменологическая» єяохті и заслуживает такое свое наименование, — вполне сознательно осуществление таковой выступит в качестве необходимой операции, через посредство которой становится доступным для нас «чистое » сознаниеу а в дальнейшем и весь фено- Si менологический регион. Вместе с тем станет понят- 8 ным и то, почему до сих пор этот регион и соопреде- зо ляемая ему новая наука должны были пребывать в 5 безвестности. Ведь в естественной установке и нельзя ^ созерцать что-либо кроме естественного мира. И по- m ка возможность феноменологической установки не была распознана и не был разработан метод приво- 35 дить к схватыванию из самого первоисточника проистекающие из нее предметности, феноменологический мир и обязан был пребывать в безвестности и даже почти не предощущаться.
Что же касается нашей терминологии, то тут надо 40 прибавить следующее. Важные, опирающиеся на тео-
ретико-познавательную проблематику мотивы оправдывают наименование «чистого » сознания, о котором будет так много разговоров, также и трансцендентальным, а операция, с помощью которой оно обретается, — трансцендентальной екохч. Со стороны 5 метода эта операция будет раскладываться на различные шаги «выключения», «введения в скобки», так что наш метод приобретет характер поступенно совершаемой редукции. Ввиду этого мы впредь, и даже преимущественно, станем говорить о феноменологи- ю ческих редукциях (либо даже, в аспекте совокупного единства таковых, о феноменологической редукции), а следовательно, под углом зрения теоретико-познавательным, также и о трансцендентальных редукциях. Кстати говоря, и этот и все остальные наши терми- 15 ны должны разуметься исключительно в том смысле, какой придается ему в нашем изложении, а не в каком-то ином, подсказанном историей или же терминологическими привычками читателя.
% ф
20