<<
>>

§ 59. Трансцендентность эйдетического. Выключение чистой логики как mathesis universalis. Феноменологическая норма

Выключив индивидуальные реальности в любом смысле, мы попробуем теперь выключить и все иные виды «трансцендентности». Это касается ряда «всеобщих» предметов, сущностей. И они тоже известным образом «трансцендентны» по отношению к чистому сознанию и не обретаются в нем реально.

Однако мы не можем без конца и края выключать трансценденции, трансцендентальное очищение не означает выключения всех трансценденций, потому что в противном случае хотя и останется чистое сознание, но уже не будет возможности для существования науки о чистом сознании.

Это нам следует уяснить вполне. Начнем с попытки предельно далеко заходящего выключения всего эйдетического, а стало быть, и всех эйдетических наук. Любой регионально изолируемой сфере индивидуального бытия соответствует, в предельно широком логическом смысле, определенная онтология, — например, физической природе соответствует онтология природы, животной природе — онтология всего животного, и все эти дисциплины, все равно, разработанные или только теперь постулируемые, подлежат редукции. Материальным онтологиям противостоит «формальная» онтология (единая с формальной логикой мыслительных значений), и ей, в качестве квазирегиона, принадлежит «предмет вообще». Если мы попытаемся выключить также и этот квазирегион, то у нас возникают сомнения, касающиеся одновременно и самого же бескрайнего включения всего эйдетического вообще.

-е-

о и о

с;

Напрашивается следующая цепочка мыслей. Всякой области бытия мы обязаны приписывать в науч- 8 ных целях известную эйдетическую сферу — не в качестве собственно области исследования, но в качестве места сущностных познаний, — должно быть так,

  1. чтобы исследователь соответствующей области мог в любую минуту обратиться к ней, как только это будет

g подсказано ему теоретическими мотивами, связанными с сущностной спецификой соответствующей об-

    1. ю ласти.
      Уж на формальную логику (или, соответствен- о но, формальную онтологию) у всякого исследователя g должно быть право свободно ссылаться. Ибо, что бы

    а

он ни исследовал, это всегда предметы, и что formali- ter верно относительно предметов вообще по любым о is категориальным показателям (свойства, положения g дел вообще и т. п.), то верно и для него и принадлежит | ему. И всякий раз, когда он формулирует понятия и тезисы, делает выводы, его, как и равным образом лю- -©- бого специалиста в своей области, касается все, что в о 20 формальной всеобщности утверждает относительно У таких значений и типов значений формальная логика. Тем самым это касается и феноменолога. Предельно широкому логическому смыслу предмета подчиняется и любое чистое переживание. Итак, мы не можем 25 выключить формальную логику и онтологию — так представляется нам. И точно так же, очевидно по тем же самым причинам, мы не можем выключить и всеоб- о_ щую ноэтику, высказывающую сущностные выводы у относительно разумности и неразумности логическо- ^ зо го мышления вообще, содержание значений которого 5 определяется при этом лишь формально-всеобще. ^              Однако при ближайшем рассмотрении выясняется

lt;тgt; при соблюдении известных условий возможность «помещения в скобки » формальной логики, а вместе с нею 35 и всех дисциплин формального матесиса (алгебры, теории чисел, теории множеств и т. д.). А именно, если предположить, что феноменологическое исследование чистого сознания не ставит и не должно ставить перед собой иных целей, кроме задач дескриптивного 40 анализа, решаемых в пределах чистой интуиции, то тео-

ретические формы математических дисциплин и все их опосредованные теоремы окажутся бесполезны для него. Если образование понятий и суждений совершается так, что при этом отсутствует конструирование, не строятся системы опосредованной дедукции, то учение о формах дедуктивных систем, содержащееся в математике, и не может функционировать как инструмент материального исследования.

А феноменология и на деле чисто дескриптивная дисциплина, которая исследует поле трансцендентально чистого сознания, следуя исключительно интуиции.

Поэтому логически положения, на которые у нее мог бы когда-либо возникнуть повод ссылаться, были бы исключительно логическими аксиомами наподобие положения об исключенном третьем, причем всеобщность и абсолютность подобных аксиом феноменология могла бы доводить до ясного усмотрения на своих собственных данностях. Итак, мы можем и формальную логику, и весь матесис вообще ввести в Є7СОХТ1, производящую выключение, и в этом отношении быть уверены в правомерности нормы, какой мы намерены следовать как феноменологи: не претендовать ни на что кроме того, что способны довести до ясного усмотрения, по мере сущности, в чистой имманентности самого сознания.

Вместе с этим мы одновременно достигаем эксплицитного осознания того, что дескриптивная феноменология принципиально независима от любой из перечисленных дисциплин. Утверждение это не лишено значения в плане философского использования выводов феноменологии, а потому небесполезно тотчас же отметить его для себя по этому случаю.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 59. Трансцендентность эйдетического. Выключение чистой логики как mathesis universalis. Феноменологическая норма: