§11. Логика или наукоучение как нормативная дисциплина и как практическое руководство
35 Из всего вышесказанного вытекает, что логика в интересующем нас здесь смысле наукоучения есть нормативная дисциплина. Науки суть творения духа, направленные к известной цели и потому также подлежащие оценке сообразно с этой целью.
То же применимо к теориям, обоснованиям и ко всему вообще, что мы назы- 40 ваем методом. Является ли наука действительно наукой, и метод — методом, зависит оттого, соответствуют ли они той цели, к которой стремятся. Логика исследует, что относится к истинной, действительной науке как таковой, другими словами, что конституирует идею науки, чтобы, приложив полученную мерку, можно было ре- 45 шить, отвечают ли эмпирически данные науки своей идее, или в ка-кой мере они к ней приближаю
'ЧВ и в чем ОТ нее отклоняются. В этом логика проявляет свой хащктер нормативной науки и отделяет себя от сравнительного спЖоба рассмотрения, свойственного исторической науке, котораї стремится понять науки как конкретные продукты культуры соответствующих эпох в их шипи- 5 неских особенностях и общих черта^с и объяснить их из условий времени. Ибо сущность нормативноamp;науки состоит в том, что она обосновывает общие положения, в которых в связи с нормирующей основною мврой — например, идеей или высшей целью — указываются определенные признаки, обладание которыми гаран- ю тирует соответствие мере или же создает необходимое условие этого соответствия. Нормативная наука дает также родственные положения, в которых учитывается случай несоответствия или высказывается отсутствие таких соотношений вещей. Это не значит, что она должна давать общие признаки, которые устанавливали 15 бы, каким должен быть объект, чтобы соответствовать основной норме. Никакая нормативная дисциплина не дает универсальных критериев, подобно тому как терапия не отмечает универсальных симптомов. В частности, наукоучение дает нам только специальные критерии, и это единственное, что оно может дать. Констати- 20 руя, что в свете высшей цели наук и ввиду фактического строения человеческого духа (и иных факторов, которые еще могут быть zi приняты в расчет) возникли такие-то и такие-то методы, скажем, ~о М] М2..., оно высказывает положения следующей формы: каждая § группа духовных операций ар...
протекающих в комплексной фор- 25ь
ме Mi (соответственно, М2...)gt; представляет случай правильного S метода; или, что равнозначно: каждый методический прием формы Мі (соответственно, М2...) правилен. Если бы действительно удалось установить все возможные и правильные сами по себе положения этого и подобного рода, тогда, конечно, нормативная дис- зо циплина имела бы правило оценки для каждого данного метода вообще, но и тогда — только в форме специальных критериев.
Где базисная норма есть цель или может стать целью, там из нормативной дисциплины, путем легко понятного расширения ее задачи, следует практическое руководство. Так и здесь. Когда на- 35 -§ укоучение ставит перед собой более широкую задачу исследовать | находящиеся в нашей власти условия, от которых зависит реализа- щ ция правильных методов, и устанавливать правила, по которым мы § должны в методических ухищрениях выпытывать истину, верно разграничивать и строить науки, в частности, изобретать или при- 40 менять многочисленные полезные для науки методы и во всех этих отношениях уберегать себя от ошибок, тогда оно становится практическим руководством в иауке. Очевидно, что последнее | целиком}[14]
О
А: {целиком и полностью}.
включает в себя нормативноеЯуКОучение, и так как ценность его бесспорна, то мы имеем пол®е основание соответственно расширить понятие логики и опвделить ее в смысле этого практического руководства. "
5