§ 67. Задачи чистой логики. Во-первых: фиксация чистых категорий значения, чистых предметных is категорий и их закономерных усложнений
Если на основании этого предварительного уяснения идеи той априорной дисциплины, более глубокое понимание которой является целью нашей работы, мы захотим перечислить ее зада- 20 чи, то нам придется различить три группы таковых.
Во-первых, потребуется установить, соответственно, научно разъяснить важнейшие понятия и прежде всего все простейшие (primitiv) понятия, которые «делают возможной» связь познаг ния в объективном отношении и в особенности теоретическую 25 связь. Другими словами, тут имеются в виду понятия, которые конституируют идею теоретического единства, или также понятия, которые находятся в идеально закономерной связи с ними. Вполне понятно, что здесь конститутивно на сцену выходят понятия второй ступени, именно понятия о понятиях и прочих идеаль- зо ных единствах. Данная теория есть определенная дедуктивная связь данных положений, эти же последние суть определенным 8 образом сложившиеся связи данных понятий. Идея соответ- ^ ственной «формы» теории вырастает путем подстановки неопре- g деленного понятия вместо всего этого данного, и, таким образом, ^ 35 на место простых понятий заступают понятия о понятиях и дру- $ тих идеях. Сюда относятся уже понятия: «понятие», «положение», «истина» и т. д.
Конститутивны, разумеется, понятия элементарных форм соединения, в особенности те, которые в самом общем виде кон- 40 ститутивны для дедуктивного единства положений, например, конъюнктивное, дизъюнктивное, гипотетическое соединения положений в новые положения. Конститутивны, далее, и формы соединения низших элементов значения в простые положения, а это, в свою очередь, ведет к различным формам субъекта, преди- 45 ката, {к формам конъюнктивной и дизъюнктивной связи, к форме
\ множественного числа} и т. д. Точные законы регулируют постепенные усложнения, создающие из простых форм бесконечное многообразие все новых форм.
И эти законы усложнений, дающие возможность комбинирующего обзора понятий, выводимых на основе первоначальных понятий и форм, как и сам этот комбинирующий обзор, также принадлежат, разумеется, к обсуждаемому здесь кругу исследования[227].В близкой Идеально закономерной связи с упомянутыми до сих пор иояятияим^скатегориями значения, стоят другие, коррелятивные им понятия, как: «предмет», «положение дел», «единство», «множество», «количество», «отношение», «соединение» и т. д. Это суть чистые или формальные предметные категории. Следовательно, и они должны быть приняты во внимание. В обоих отношениях речь всегда идет о понятиях, которые, как это явствует уже из их функции, независимы от особенности той или иной материи познания и которым должны быть подчинены все специально выступающие в мышлении понятия и предметы, законы (Satze) и положения дел и т. д. Поэтому эти понятия могут возникать только {в связи с различными «функциями мышления»}[228], т. е. они могут иметь своей конкретной основой возможные акты мышления как таковые {или схватываемые в них корреляты}.
Надлежит зафиксировать все эти понятия, исследовать в отдельности «происхождение» (Ursprung) каждого из них. Для нашей дисциплины психологический вопрос о возникновении соответствующих понятийных представлений или диспозиций к таким представлениям не имеет ни малейшего интереса. Не об этом вопросе идет здесь речь, а о {феноменологическом}[229] происхождении или — если мы предпочтем совершенно устранить неподходящее и возникшее лишь из-за неясности мышления слово «происхождение» — о постижении сущности соответствующих понятий и, в методологическом отношении, о фиксации однозначных, четко различенных значений слов. Этой цели мы можем достичь лишь благодаря {интуитивному} представлению (Vergegenwartigung) сущности {в адекватной идеации} или, в отношении сложных понятий, путем познания действительности заключающихся в них элементарных понятий и понятий форм их соединения.
Все это лишь подготовительные и с виду незначительные задачи. Они очень часто неизбежно облачаются в форму терминологических рассуждений и несведущим легко представляются мелочным и бесплодным словопрением. Но до тех пор, пока понятия не различены и не разъяснены {благодаря обращению к их сущности в идеирующей интуиции}, всякая дальнейшая работа
безнадежна. Ни в какой другой области познания эквивокация не имеет столь рокового значения, нигде спутанность понятий не задерживала до такой степени успехов познания, нигде она не тормозила так сильно даже самое его начало — постижение его ис- 5 тинных целей, как в логике. Критические анализы этих пролегомен показали это повсюду. і
Едва ли можно переоценить значение проблол этой первой группы, и это вопрос, не заключаются ли именное них величайшие трудности всей дисциплины.