<<
>>

§32. Феноменологическая єяохп

Картезиев опыт универсального сомнения мы могли бы заместить теперь универсальной єяохп в нашем строго определенном и новом смысле. Однако с полным основанием мы ограничим универсальность такой еяохп- Ибо будь она столь всеохватной, какой она может быть вообще, не осталось бы ни одной области для немодифицированных суждений, не говоря уж о науке, поскольку ведь любой тезис и, соответственно, любое суждение может быть с полной свободой модифицировано и любая предметность, доступная суждению, поставлена в скобки.

А наша цель — это ведь как раз открытие нового домена науки, и притом именно такого, который должен быть получен с помощью этого метода введения в скобкиу но тогда уже определенным образом ограничиваемого.

Ограничение такое можно обозначить немногими словами.

Принадлежный к сущности естественной установки генеральный тезис мы полагаем вне действияу все и всякое, обнимаемое им в онтическом аспекте, мы одним разом ставим в скобки: следовательноу весь этот естественный миру который постоянно есть «для нас здесь», который постоянно «наличен» и всегда пребудет как «действительность» по мере сознания, — если даже нам и заблагорассудится заключить его в скобки.

Если я поступлю так, а это дело моей полной свободы, тогда я, следовательно, не отрицаю этот «мир », как если бы я был софист, и я не подвергаю его существование здесь сомнениюу как если бы я был скептик, а я совершаю феноменологическую єяохть каковая полностью закрывает от меня любое суждение о пространственно-временном существовании здесь.

Итак, я, следовательно, выключаю все относящиеся к этому естественному миру наукиу — сколь бы прочны ни были они в моих глазах, сколь бы ни восхищался я ими, сколь бы мало ни думал я о том, чтобы как-либо возражать против них; я абсолютно не

-либо принятым в них. Я не воспользуюсь ни одним-единственным из принадлежащих к таким наукам положений, отличайся они даже полнейшей очевидностью у не приму ни одного из них у ни одно из них не предоставит мне оснований, — хоро- 5 шенько заметим себе: до тех пор, пока они разумеются такими, какими они даются в этих науках, — как истины о действительном в этом мире.

Я могу принять какое-либо положение, лишь после того как заключу его в скобки. Это значит: лишь в модифициру- ю ющем сознании, выключающем суждение, стало быть, совсем не в том видеу в каком положение есть положение внутри науки: положениеу претендующее на свою значимость, какую я признаю и какую я использую.              15

Никто не станет смешивать эту єяохп, о которой речь идет сейчас, с такой, какой требует позитивизм, сам же, в чем мы могли убедиться, нарушая свое требование. Сейчас дело вовсе не в выключении всех предрассудков, замутняющих чистую дельность ис- 20 следования, не в конституировании «свободной от теорий» и «свободной от метафизики» науки на путях возврата любого обоснования к непосредственным данностям, и не в средствах достижения подобных целей, о ценности каких не встает и вопрос. То, 25 чего требуем мы, лежит в совсем ином направлении. Весь мир — полагаемый в естественной установке, действительно обретаемый в опыте, взятый совершенно «без всякой теории », а таков и есть мир, дейст- q вительно постигаемый в опыте, подтверждаемый во зо | взаимосвязи опыта, — этот мир теперь для нас вооб- ^ ще ничто, мы будем вводить его в скобки — не Прове- ЇГ ряя, но и не оспаривая. Все теории и науки — сколь 9 бы хороши они ни были, — и позитивистские и получающие иное обоснование, — все они должны Пре- 35 терпеть одну и ту же судьбу.

Глава вторая

СОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме §32. Феноменологическая єяохп: