<<
>>

РЕЛИГИЯ 

  РЕЛИГИЯ (теология) - познание божества и положенного ему культа (см. "Бог", "Культ").

Основа всякой религии состоит в том, что существует Бог, имеющий связь со своими созданиями и требующий от них некоего культа.

По разным способам, которыми мы приходим как к познанию Бога, так и к поклонению ему, религию можно разделить на естественную религию и религию откровения.

Естественная религия - это поклонение, которое разум, предоставленный себе и собственному просвещению, обращает к высшему существу, создателю и охранителю всех составляющих воспринимаемый мор существ, которого следует любить, почитать, беречь его создания и т.п. Эту религию называют также моральной или этической, ибо она непосредственно касается нравов и взаимных обязанностей людей, а также их обязанностей перед ними самими как созданиями высшего существа (см. "Разум", "Деист", "Мораль", "Этика" и следующую статью - "Религия естественная")1.

Религия откровения учит нас долгу по отношению к Богу, к другим людям и к самим себе посредством неких сверхъестественных способов и даже прямых откровений самого Бога, выраженных устами его посланцев и пророков с целью открыть людям то, чего они никогда бы не узнали и не смогли бы узнать с помощью естественных знаний (см.: "Откровение"). Именно эту религию обычно называют просто религией (см.: "Христианство").

В той и другой религии есть вера в Бога, провидение, будущую жизнь, вознаграждение и наказание; но в последнюю, кроме того, включается непосредственное вмешательство самого Бога, проявляющееся в чудесах и пророчествах (см. "Чудо" и "Пророчество").

Деисты претендуют на то, что естественная религия достаточна для нашего просвещения в отношении природы божества и для того, чтобы управлять нашими нравами благоугодным ему образом. Но те авторы, которые писали на эту тему и считают естественную религию недостаточной, основывают необходимость откровения на следующих четырех положениях: 1) на слабости человеческого ума, ущербленного грехопадением прародителей и заблуждениями философов; 2) на затруднительности для большинства людей самим создать правильное представление о божестве и своих обязанностях по отношению к нему; 3) на признании всех основателей религий, которые в качестве доказательства истины своих учений ссылались на вымышленные или реальные беседы с божеством, хотя сами же основывали свою религию на силе рассуждения; 4) на мудрости высшего существа, которое, создав религию для спасения людей, не могло восстановить ее после упадка более надежным способом, чем откровение.

Но при всей убедительности этих доводов самый короткий в этом отношении путь состоит в том, чтобы доказать деистам существование и истинность этого откровения. Тогда им нужно будет согласиться с тем, что Бог счел его необходимым для наставления людей, ибо, с одной стороны, они признают бытие божье, а с другой - согласны, что Бог не совершает ничего бесполезного.

Если рассматривать религию откровения в ее подлинном виде, то она есть познание истинного Бога как творца, хранителя и искупителя мира, а также воздаваемого нами ему в этих качествах культа и обязанностей, предписанных нам его законом как по отношению к другим людям, так и к самим себе.

Главными религиями, которые царили или еще и поныне царят в мире, являются иудаизм, христианство, язычество, магометанство (См. эти слова). (...)

 

<< | >>
Источник: В.М. БОГУСЛАВСКИЙ. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с. (Памятники философской мысли).. 1994

Еще по теме РЕЛИГИЯ :

  1. ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ 
  2. 1. Фидеистическая сущность неокантианской интерпретации религии 
  3.   3. «Рационалистическая» мистификация персонализмом проблемы науки и религии  
  4. 2. Религия как ценность в буржуазной культурологии  
  5. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
  6. РЕЛИГИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ, МЫСЛИ БЕЙЛЯ ОБ АТЕИЗМЕ
  7. ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БУРЖУАЗИЯ И РЕЛИГИЯ
  8. Религия как предмет исследования и оценки
  9. НАУКА И РЕЛИГИЯ
  10. НАУКА И РЕЛИГИЯ: ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ФУНКЦИЙ.
  11. ПРИНЦИП ОТДЕЛЕНИЯ ОПЫТНОЙ НАУКИ ОТ ИДЕАЛИЗМА И РЕЛИГИИ.
  12. Глава вторая ОБЩАЯ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
  13. Глава двадцатая. ИСХОДНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ РЕЛИГИИ.
  14. §11.5. Право и религия в современном мире
  15. Религия