Случай 7. Блестящая гипотеза Арнобия 68, подкрепляющая все вышеописанные факты
«Сделаем,— говорит он [*****************************],— в земле яму в виде ложа; пусть оно будет окружено стенами, покрыто крышей; пусть это место не будет ни слишком теплым, ни слишком холодным; пусть туда не будет доноситься ни малейший шум; изобретем средства, чтобы туда проникал лишь слабый свет, смешанный с мраком. Пусть в это подземелье будет положен новорожденный ребенок, пусть на его органы чувств не будут оказывать воздействия никакие предметы, пусть голая кормилица молча дает ему свое молоко и ухаживает за ним. Если он будет испытывать потребность в более твердой пище, пусть та же женщина приносит ему ее; пусть эта пища будет всегда одинакова, как, например, хлеб и холодная вода, которую он будет пить из пригоршни. Пусть этот ребенок, происходящий из расы Платона или Пифагора, покинет наконец свое уединение в двадцати-, тридцати- или сорокалетнем возрасте и пусть покажется в обществе смертных. Пусть его спросят, прежде чем научить его думать и говорить, кто он, кто его отец, что он делал, как он думал, как его кормили и воспитывали до этого времени. Более глупый, чем животное, он обнаружит не больше чувств, чем дерево или камень; он не будет знать ни суши, ни моря, ни звезд, ни метеоров, ни растений, ни животных. Если он будет испытывать голод, то, це имея привычной пищи или, вернее, не зная, чем ее можно заменить, он умрет. Окруженный огнем или хищными животными, он бросится навстречу опасности, не зная еще, что такое страх.
Если он будет вынужден под впечатлением всех поразивших его новых предметов начать говорить, то из его раскрытого рта выйдут одни только нечленораздельные звуки, как в подобных случаях бывает у многих людей. Попробуйте задать ему вопрос не об абстрактных и сложных идеях метафизики, морали или геометрии, но простейший вопрос по арифметике — он не поймет ни того, что услышит, ни того, что ваш голос может что-нибудь означать, ни даже того, говорите ли вы с ним или с кем- нибудь другим. Где же у него бессмертная часть божества? Где душа, входящая в тело, столь ученая и просвещенная, что благодаря образованию только вспоминает заложенные в нее раньше знания? Это ли существо столь разумное и столь превосходящее все прочие? Вот так человек! Он все время жил, отделенный от общества, и не приобретал никаких идей. Но отшлифуем этот грубый алмаз: пошлем этого взрослого ребенка в школу — guantum mutatus ab illo, как велика будет перемена! Животное превратится в человека, образованного и умного. И не таким ли образом научаются бык, осел, лошадь, верблюд и попугай: одни — оказывать нам различные услуги, другие — говорить и, может быть, даже вести связный разговор», если по примеру Локка можно было бы верить Темплю...
Так говорит Арнобий, которого я вольно перевел и сократил. Нарисованная им картина поразительна в подлиннике — это один из лучших отрывков древней литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Без чувств нет идей.
Чем меньше чувств, тем меньше идей.
Чем меньше воспитания, тем меньше идей.
При отсутствии ощущений нет идей.
Эти принципы являются неизбежными выводами из всех наблюдений и опытов, составляющих несокрушимую основу этого произведения. Итак, душа существенным образом зависит от органов тела, вместе с которыми она образуется, растет и стареет.
Ergo participein leti quoque convenit esse [†††††††††††††††††††††††††††††]