О СВОБОДЕ ВОЛИ: К ЕПИСКОПУ ИЛЕРИДСКОМУ ГАРСИИ
Если датировка диалога представляет известную трудность, то текст устанавливается весьма надежно на основании трех рукописей XV в., хранящихся в Мюнхене, а также печатных изданий — лувенского 1483 г. и базельских 1540 и 1543 гг. Критическое издание текста: Valla L. De libero arbitrio/Ed. Maria Anfossi. Firenze, 1934. Этот текст перепечатан в: Prosatori latini del Quattrocento. P. 525—564. По этому изданию и сделан настоящий перевод. При составлении комментариев были использованы английский и итальянский переводы диалога: Valla L. On free will to Garsia, bishop of Lerida/Tr. by Ch. Trinkaus // The Renaissance philosophy of man. Chicago, 1948. P. 147—182. Valla L. Dialogo intorno al libero arbitrio // Valla L. Scritti filosofici e religiosi. P. "253—282.
Диалог посвящен епископу Лериды Гарсии Аспаресу де Аньоп (ум. в 1449 г.). Он был одним из ближайших политических совет- пиков Альфонса V Арагонского, участвовал в работе Базельского собора.
* ¦ »
- Эта тема весьма часто повторяется у Валлы. Подробнее об этом он говорит в «Похвальном слове святому Фоме Аквипскому». См.: наст. изд.
- Подобные мотивы не раз встречаются в произведениях Лоренцо Валлы. Сравни, например, прим. 20 к «Похвальному слову святому Фоме Аквинскому».
- Здесь Валла кратко излагает свою концепцию христианской древности, основанную па признании единства литературных приемов латинских классиков и отцов церкви.
- Место это можно попять двояко: с одпой стороны речь может идти об увлечении гуманистов классическим словоупотреблением, мы знаем, что с этих позиций итальянских гуманистов критиковал Эразм, с другой стороны, и в данном контексте это представляется более вероятным, Валла осуждает философские диспу- ты, в которых ведущее место занимали ссылки на язычника Аристотеля, чем, как известно, злоупотребляли схоласты.
- См.: комм, 13 к третьей книге трактата JI. Валлы «Об истинном и ложном благе». Проблеме свободы воли посвящены гл. 1—5 пятой книги трактата Боэция «Об утешении философией». Согласно его учению, божественное провидение (или предзнание, или предвидение) не детерминирует человеческое бытие божественной волей и не противоречит свободе выбора. Не заключая в себе прямой необходимости, провидение является знаком этой необходимости, но оно предваряет в своем предзнании появление вещей и тем самым делает их бытие необходимым. Рус. пер.: Боэций. Об утешении философией/пер. В. И. Уколовой и М. Н. Цетлина // Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984. С. 22—158.
- Антонио Глареа — придворный короля Альфонсо V Арагонского.
- По некоторым данным Антонио Глареа был родом из Уэски, предполагаемом месте рождения святого Лаврентия.
- Цицерон. О дружбе (Лелий), I (2).
- Персонажи диалога Цицерона «Лелий». Гай Лелий Младший — сын знаменитого сподвижника Сципиона Африканского Гая Лелия Старшего. Консул в 140 г. до н. э. Один из наиболее знаменитых ораторов Рима. Квинт Муций Сцевола — консул в 177 в. до н. э. Противодействовал беззакониям во время диктатуры Сул- лы. Гай Фанний — участник завоевания Карфагена, автор не дошедших до нас исторических сочинений.
- Экседра — в римском доме полукруглая гостиная под сводом.
- Философский скептицизм был присущ так называемой Средней академии, прежде всего Карнеаду (III—II вв. до н. э.),
- См.: Augustinus. Contra Academicos, III, 7—9.
18 См.: Боэций. Об утешении философией, V, 2.
14 Ibidem.
18 Аристотель. Метафизика, 1047b.
18 См.: комм. 56 к второй книге трактата Л. Валлы «Об истинном и ложном благе».
- Поел, к римлянам, 9. 11—21.
- Там же, 11, 33.
- Там же, 5, 14.
- Там же, 16, 20.
- Там же, 12, 16.
- 1-ое поел, к Коринф., 8, 1.
- 2-ое поел, к Коринф., 12, 7,
- 1-ое поел. Петра, 5, 5.