<<
>>

  58              14. О том, что бог свертывает в себе все без инаковости  

По бесконечности твоего милосердия вижу, господи, что ты всеохватывающая бесконечность и вне тебя нот ничего. Но все в тебе — не иное для тебя! Ты учишь меня, господи, что ипаковость, которой нет в тебе, сама по себе тоже не существует и не может существовать и что никакая инаковость, раз ее нет в тебе, не делает одно творение иным для другого, хотя одно творение не есть другое — небо не есть земля, при том что небо есть поистине небо и земля есть земля.
Если буду искать инаковость, которой нет ни ъ тебе, ии вне тебя, где я ее найду? А если ее не существует, то почему земля — иное творепио, чем небо? Без инаковости это невозможно понять!

Но ты говоришь во мне, господи, и подсказываешь, что нет положительного начала инаковости, а тем самым ее вообще нет; ведь как бы инаковость существовала, не имея начала? Разве что сама она есть пачало и бесконечность. Однако инаковость не начало бытия, ее название идет от небытия: поскольку одно но есть другое, опо зовется иным; и тем самым инаковость, определяясь пебытием, пе может быть началом бытия. У нее нет и начала бытия, поскольку она от небытия; словом, инаковость не есть нечто. А что небо не земля, получается потому, что пебо не есть сама по себе всеохватывающая бесконечность: из-за того, что бесконечность есть абсолютная бесконечность, получается, что одно не может быть другим. Так сущность Сократа охватывает все Сократово бытие, и в этом простом Сократовом бытии нет никакой инаковости, никакого различия: Сократово бытие есть индивидуально определившееся единство всего, что есть в Сократе, так что в этом едином бытии, в его индивидуальной простоте, где нет места инаковости и различию, свернуто бытие всего, что есть у Сократа; только в этом едином бытии существует и находит свое единство все, что входит в Сократово бытие, а вне ничего нет и по может быть, хотя при всем том в этом простейшем бытии глаз не есть ухо, голова не есть сердце, зрение

пе есть слух и чувство не есть рассудок, и причиной тому не какое-то начало инаковости, по именно с пола^ ганием простейшего Сократова бытия получается, что голова не есть ноги, коль скоро голова не есть само по себе простейшее Сократово бытие и бытие головы не охватывает всего Сократова бытия. Итак, я вижу, пока ты, господи, показываешь мне, что именпо из-за совершенной несообщимости простого Сократова бытия и его нестяжимости в бытие какого бы то ни было отдельного члена бытие одного члена не есть бытие другого, но простое Сократово бытие есть бытие всех членов Сократа, где всякое присущее членам разнообразие и ипаковость бытия есть простое единство, как множественность форм отдельных частей есть единство в форме целого.

Примерно так же твое бесконечное бытие, господи, абсолютным образом относится ко всему, что есть. Абсолютным образом, говорю я, то есть как абсолютная бытийная форма всех конкретных форм. В самом деле, хотя отделенная от Сократа рука Сократа после своего отсечения перестает быть рукой Сократа, она все-таки продолжает существовать неким бытием трупа, и это потому, что дающая бытие Сократу форма Сократа дает не бытие просто, а копкретноо Сократово бытие, от которого бытие руки можно отделить, и она все равно будет существовать в другой форме; но если эта рука когда-то отделится от совершенно нестяженного, бесконечного и абсолютного бытия, то она полностью перестанет быть, так как отделится от всякого бытия вообще.

Благодарю тебя, господи боже мой, что ты щедро показываешь мне в меру моей способности вместить, как в тебе сама бесконечность свертывает все вещи своей простейшей силой, которая не была бы бесконечной, не будь она бесконечно единой. Чем едииее сила, тем она крепче, и сила, которая едина так, что более единой не может быть, и бесконечна, и всемогуща. Ты бог всемогущий, ибо ты абсолютная простота, в которой абсолютная бесконечность.

<< | >>
Источник: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т. 2 — М.: Мысль,1979. — 488 c.. 1979

Еще по теме   58              14. О том, что бог свертывает в себе все без инаковости  :

  1.   Сомнение IV О том, что не существует подлинной пдеп субстанции, но идея эта [выявляется] через акциденции п наподобие акциденций; а также о том, что идея бога отвлечена от вещей путем их совершенствования
  2.   Сомнение X О том, что идея бога запечатлена в уме как поставленный мастером знак, подобие которого сохраняет ум
  3. Сомнение I О том, что созданная богом способность суждения не гарантирована от ошибок, а также о том, следует ли в натурфилософии отбросить точку зрения конечных причин  
  4.   Сомнение II О том, что бог наделил человека способностью суждения, подверженной ошибкам, хотя он мог бы дать ему способность суждения, свободную от ошибок  
  5.   ПЯТОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О сущности материальных вещей, и снова о Боге — о том, что он существует  
  6.   О ТОМ, ЧТО МОЖЕТ ЗАДЕТЬ ТЕОЛОГОВ  
  7.   ПРОТИВ «ПЯТОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ» О сущности материальных вещей и снова о Боге — о том, что он существует  
  8.   О ТОМ, ЧТО ТОЛЬКО РЕЛИГИЯ МОЖЕТ УКРЕПИТЬ НАШУ ВЕРУ В ПРИРОДУ РАЗУМНОЙ ДУШИ 
  9.   О ТОМ, ЧТО ПОНИМАНИЕ ТРОИЧНОСТИ В ЕДИНСТВЕ ВСЕ ПРЕВОСХОДИТ 
  10.   ЕЩЕ О ТРОИЦЕ И О ТОМ, ЧТО В БОГЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧЕТВЕРИЦЫ И ТАК ДАЛЕЕ 
  11.   О ТОМ, ЧТО МАКСИМУМ НЕПОСТИЖИМО СВЕРТЫВАЕТ И РАЗВЕРТЫВАЕТ ВСЕ 
  12.   О ТОМ, ЧТО ВСЕЛЕННАЯ - МАКСИМУМ, НО ТОЛЬКО КОНКРЕТНО ОПРЕДЕЛИВШИЙСЯ,- ЕСТЬ ПОДОБИЕ АБСОЛЮТА  
  13.   2. О том, что абсолютное видение охватывает все способы видения  
  14.   10. О том, что бог видим              38 по ту сторону совпадения противоположностей и его видение есть бытие  
  15.   13. О том, что бог предстает абсолютной бесконечностью  
  16.   58              14. О том, что бог свертывает в себе все без инаковости