<<
>>

§ 37 Цель дальнейшего исследования. Понятие объективирующего акта

Только что проведенные исследования еще не разрешили вопрос, поставленный в начале § 34. Результат наш таков, что «представление» и «суждение»— это сущностно различные акты. При этом речь была (многозначность слов требует постоянного возвращения именно к важнейшим понятиям) о «представлении» в смысле номинативного акта и о «суждении» в смысле высказывания, причем в смысле осуществления нормального, отдельного высказывания.

Именование и высказывание, следовательно, «не просто грамматически», но «сущностно различны», и это, опять- таки, означает, что в обоих случаях, будь это акты, придающие значение, будь это акты, осуществляющие значение, они различны по своей интенциональной сущности ив этом смысле различны как виды актов. Доказали ли мы при этом, что акты, которые придают именованию и высказыванию значение и осуществляющий смысл, относятся к различным «основным классам » интенциональных переживаний?

Само собой понятно, что ответ должен быть отрицательным. Об этом не было и речи. Мы должны [еще раз] поразмыслить над тем, что интенциональная сущность выстраивается из двух сторон: материи и качества, и что различение «основных классов» актов относится, как это сразу же становится ясным, только к качествам актов. Мы должны, далее, обдумать и то (что из нашего изложения даже и не следует), что номинативные и пропозициональные акты должны были бы быть вообще различного качества, не говоря уже о различном роде качества(Qualitatsgattung).

Последний выделенный пункт не может быть камнем преткновения. Материя акта в нашем смысле— это ведь не есть нечто чуждое акту и прикрепленное к нему извне, но внутренний момент, неотделимая сторона интенции акта, самой интенцио-

нальной сущности. Пусть нас не введет в заблуждение речь о «различных модусах сознания», в которых могло бы быть нами осознано то же самое положение дел. Эта речь указывает на различного рода акты, но отсюда еще не на различного рода качества актов.

При тождественном качестве (этим мы уже руководствовались при выработке идеи материи429) та же самая предметность может быть осознана различным образом. Можно вспомнить, например, об эквивалентных полагающих представлениях. Они направлены на тот же самый предмет посредством различных материй. И так же существенная модификация значения при переходе высказывания в номинативную (или ей равную) функцию (выше мы особенно акцентировали внимание на том, чтобы доказать существование такой функции) не может иметь иного содержания, чем содержание изменения материи при тождестве кач ества или, по меньшей мере (в зависимости от вида номинативной модификации), рода качества.

То, что при этом описано действительное положение дел, показывает уже внимательное рассмотрение самих материй. Ранее обсуждавшиеся примеры выявили необходимость дополнения посредством артикля, имеющего номинативную значимость(bedeutsam), или посредством номинативных выражений, таких как: то обстоятельство, что..., тот факт, что..., в случае перехода пропозиционального значения к функции субъекта. Это дополнение показывает нам те места, где {в тождественно переданном сущностном содержании материи обнаруживается иное толкование смысла, где, следовательно, появляются функции схватывания,}430 которые отсутствуют в первичном высказывании или представлены в нем посредством других431. Совпадающие в обоих случаях {сущностные моменты}432 претерпевают, как мы видим повсюду, различную «категориальную формовку». Можно сравнить, например, форму {S есть Р}433 с номинативной модификацией {?, которое есть Р}434.

С другой стороны, последующее рассмотрение прояснит то, что в отношении качеств междуноминативными и пропорциональными актами существует родовая общность, и при этом мы одновременно приходим к вы делению опять-таки ново- г о, более широкого по сравнению с предыдущим иеще более значимого понятия представления, посредством которого положение о том, что каждый акт основывается на пред4?vСм. выше § 20.

А: {к тождественно преданной материи присоединяются материальные(materielle) моменты}.

"mВ А следует: {моментов}.

"¦;2 А: {составные моменты}.

4И А: {некоторые(cin) Sесть Р}.

4І4 А: {некотороеS, которое Р (сіпS, welchesР)}.

ставленнях, получаетновуюи особенно важную интерпретацию435.

Чтобы добиться различения обоих нынешних понятий «представления », мы будем (впрочем, не предлагая какой-либо оконча- 5 тельной терминологии) в отношении более узкого понятия говорить о номинативных актах, а в отношении более широкого— об объективирующих актах. После введения номинативного понятия представления в предыдущей главе едва ли нужно подчеркивать, что под номинативными актами подразумеваются не просто ю акты, которые свойственны номинативным выражениям как смыслодающие или присоединяющиеся к ним акты осуществления [смысла], но все родственным образом функционирующие акты, и независимо от того, выполняют ли они некоторую грамматическую функцию.

15

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Логические исследования. Т. II. Ч. 1: Исследования по феноменологии и теории познания / Пер. с нем. В.И. Молчанова. — М.: Академический Проект,2011. — 565 с.. 2011

Еще по теме § 37 Цель дальнейшего исследования. Понятие объективирующего акта:

  1. ФАУСТОВСКОЕ И АПОЛЛОНОВСКОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ
  2. Очерк научного творчества Л. С. Выготского
  3. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В МАРКСИСТСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ 
  4.   ПРОСТРАНСТВО  
  5.   ФИЛОСОФСКАЯ ИНТУИЦИЯ 
  6. 2. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ
  7. 1. ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ»
  8. § 1. Многозначность термина «сознание»
  9. § 10. Дескриптивная характеристика актов как интенциональных переживаний
  10. § 37 Цель дальнейшего исследования. Понятие объективирующего акта
  11. § 38. Дифференциация объективирующих актов по качеству и материи
  12. И. ГИПОТЕЗА
  13. Античная философия
  14. Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики
  15. Новая имперская история и вызовы империи Империя: эффект остранения
  16. К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания
  17. 2. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ