УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ
SjS * *
- Источник цитаты выявить не удалось.— 51.
- В греческом языке от корня ^оуод образуются также слова, обозначающие перечисление, счет и т. п. (ср. лат. ratio).— 59.
- слабое сильным — имеется в виду умение софистов (часто стано- вившееся объектом нападок) «делать слабейшее слово сильнейшим», что скорее всего следует понимать в судебно-юридическом смысле, то есть «придавать большую убедительность более слабой позиции в процессе с помощью словесного искусства».— 59.
- смело общаться со всеми (др.-греч.).— 60.
- первой же причиной представляется та, о которой мы говорим «ради чего-то», потому что это смысл (логос), а смысл есть одинаково начало и для искусственно, и для естественно возникшего (др.-греч.).— 75.
- то, что воспринимает мыслимое и сущность, есть ум (др,-греч.).—
78.
- так называемый ум души (др.-греч.).— 78.
- которые обладают неким собственным проявлением того, что видится (лат.).— 84.
- Его мы и род (вместо «Твой») (др.-греч.)57.
- нрав — божество для человека (др.-греч.)90.
- мир нам отечество (лат.).— 91.
- «Об обязанностях»... «Об обязанностях служителей» (лат.).— 95.
- в список святых (лат.).— 95.
- кто-то из добродетельных, мудрых людей (др.-греч.).— 95.
- катехетик — род философско-назидательных произведений, систематическое наставление в каком-либо учении. В русских переводах отцов церкви по традиции передается как «огласительное слово»; парэнетик — букв, «увещание», жанр, имеющий целью убедить в истинности той или иной доктрины и побудить следовать ее предписаниям.— 95.
- С. Н. Трубецкой употребляет здесь слово «психология» в его исконном, несколько отличном от современного, смысле — как учение о душе.— 98.
- Последний собрал множество (примеров) такого рода, но некоторые настолько отвратительны, настолько непристойны, что стыдно и сказать (лат.).— 104.
- ум, затем и женомуж, и бог, и в каком-то смысле материя (др.-греч.).— 113.
- некоторые пифагорейцы, неверно поняв смысл этого положения, думали, будто в нем говорится, что та неопределенная и безмерная двоичность (неопределенная двоица) считается установленной единственной единичностью, отошедшей от своей природы и перешедшей в состояние двоичности,— и неправильно, потому что тогда бы существовавшая единичность перестала быть таковой и возникла бы двоичность, которой не было, и Бог превратился бы в множество, а единичность — в безмерную и неопределенную двоичность (лат., др.-греч.).— 113.
- число= логос (др.-греч.).— 116.
- так как один Бог, то и храм один (др.-греч.).— 129.
- «халдейским» называли вплоть до прошлого века арамейский язык, на котором написаны некоторые части Ветхого завета (фрагменты книг Ездры и Даниила).— 120.
- некто из божественного сонма (др.-греч.).— 121.
- Древнееврейский подлинник книги Иисуса сына Сирахова был найден в Каирской геиизе (хранилище вышедших из употребления рукописей при синагоге). Что касается книги Товит, то языком ее оригинала был или древнееврейский, или арамейский (но не греческий). См.: Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983. С. 45.— 121.
сивиллинские (иначе Сивиллины) книги — собрание стихотворных предсказаний, в основном эсхатологического свойства (т. е. о близком конце света), вложенных в уста почитаемых в древности пророчиц — сивилл.
В этом корпусе выделяют языческий, иудейский и христианский слои. См.: Die Oracula Sibyllina/Ed. J. Geffcken. Leipzig, 1902.— 123.- ...те, кто воспринял их нравы, делают то же самое (обрезание) и всего прежде научаются презирать богов, отвергать родину, ни во что не ставить родителей, детей, братьев (лат.).— 124.
- будучи благ, я пришел в неоскверненное тело (др.-греч.).— 127.
- Ибо на долгой ризе был весь мир (др.-греч.).— 129.
- антропоморфизм здесь — приписывание Богу человеческих свойств, например «уста Божии» или «гнев Божий».— 131.
- то, что будет родственно душам нашим, он позволил есть, а то мясо, которое будет противно,— воспрепятствовал (др.-греч.).— 132.
- они излагали скорее врачебное, нежели физическое, мнение (др.-греч.).— 134.
- мудрствующие по-реченному (др.-греч.).— 134.
- ессеи, или эссены,— одна из сект в иудаизме II в. до н. э.— II в. н. э., наряду с саддукеями и фарисеями. Отличалась сильными аскетическими и мессианско-эсхатологическими тенденциями. В конце 40-х — начале 50-х гг. в Вади-Кумране на Мертвом море были найдены многочисленные рукописи одной из ессейских общин, а впоследствии раскопано принадлежавшее ей поселение (до этого о ессеях было известно в основном из Иосифа Флавия и Филона Александрийского). См.: Аму- син И. Д. Цит. соч. Самаритяне — приверженцы родственной иудаизму религии, по происхождению потомки племен, поселенных ассирийцами в VII в. до н. э. на место уведенных в плен израильтян. С почитанием Яхве у самаритян соединялись различные языческие верования. В настоящее время в Наблусе и Сихеме живут около 400 самаритян. — 136.
- Рассказ о том, как Гераклу во сне явились две женщины, олицетворявшие добродетель и наслаждение, сохранен Ксенофонтом в «Воспоминаниях о Сократе», II, 1, 21.— 138.
- Справедливо будет поверить твоему прекрасному объяснению, ибо нет ничего лучше, чем всей душою принять божественные запечат- ления закона (лат.).— 142.
- правый логос природы... закон (др.-греч.).— 143.
- мудрец называется богом для неразумного (др.-греч.).— 143.
- Ср. Мф. 23,2.- 145.
- потому что и мир согласен с законом, и муж закона есть одновременно гражданин мира, направляющий свои действия сообразно желаниям природы, по которой управляется и весь мир (др.-греч.). — 146.
- ибо зиждитель мира, законодательствуя, сострадает нам по природе (др.-греч.).— 146.
- звери, которые в душе (др.-греч.).— 149.
- ибо он всегда прилежал к численному умозрению (др.-греч.).—
150.
- ибо никакой человек по природе не раб (др.-греч.).— 151.
- Под другим именем о тебе сказка сказывается (лат.).— 151.
- учение же Моисеево, а не мое (др.-греч.).— 154. Oj !
- Гомер, конечно, был бы нечестивцем, если бы не говорил иносказаниями (др.-греч.).— 154.
- впоследствии в христианской экзегетике это противоречие устранялось через допущение двух Енохов.— 154.
- радоваться... страдать (др.-греч.).— 156.
- далеко по сущности... но очень близко силою, которая заключает все в своем лоне (др.-греч.).— 163.
- все, что свойственно лучшему виду (др.-греч.).— 165.
- так что время занимает место как бы внука Божия (др.-греч.).—
- есть и такое тайное слово, которое следует вверять слуху старейших, заградив уши юных (др.-греч.).— 167.
- Мидрашим (ед. ч. мидраш, др.-евр.) — толкования Священного Писания в иудейской традиции, составляют значительную часть Талмуда.- 168.
- По счислении которых восполняется седмичное число: во-первых, Говорящий, во-вторых, Слово, в-третьих, творческая сила, в-четвертых, начальственная, затем под творческой — пятая, благодетельная сила, а под царской — шестая, карательная. Седьмой же есть мир, состоящий из видов (лат.).— 169.
- дух, обращенный на себя (др.-греч.).— 170.
- те, что ближе к земле и больше любят тело (др.-греч.).— 172.
- Боговещанное слово (др.-греч.).— 174.
- ни нерожденный, как Бог, ни рожденный, как мы (др.-греч.).—
174.
- что ни скажет Бог, суть не слова, но деяния (др.-греч.).— 175.
- идея идей (др.-греч.).— 175.
- малый мир... малое небо (др.-греч.).— 177.
- горячий и пламенеющий дух (др.-греч.).— 184.
- источник цитаты не установлен.— 192.
- самоучка (др.-греч.). — 193.
- С. Н. Трубецкой не совсем точен, называя учение об эманациях и о предвечной материи чертами несомненно еврейскими, так как подобные воззрения весьма характерны и для неоплатонизма. — 198.
- Монархианство — учение о единодержавии Отца в ущерб другим лицам Св. Троицы. Субординационизм — в христианском богословии еретическое течение, приписывающее Христу подчиненное, неравное положение по сравнению с Отцом. — 202.
- Ормузд и Ариман (Ахура-Мазда и Ангхра-Манью) и соответственно благой и злой боги в зороастризме; Осирис и Тифон — в египетской мифологии через греческую интерпретацию.— 211.
- Ибо Исида есть женское начало природы, приемлющее всякое становление, поскольку Платон называет ее кормилицей, а многие — «тысячеименной», потому что она, изменяемая Логосом, принимает все виды и обличья (др.-греч.).— 211.
- в душе страстное и титаническое, безрассудное и безумное начало, в теле же — бренное и болезненное, сотрясаемое непогодами и ненастьями (др.-греч.).— 211.
- слово и ум Божий (др.-греч.).— 211.
- Власть же и сила от Породившего сорастворена в рожденном и объемлет природу, которая есть осколок и частица Родителя. Посему, так как мир непохож на вылепленные или собранные изделия, но в нем есть и большая доля жизненности и божественности, которую Бог от себя посеял и примешал к материи. Он справедливо называется одновременно и Отцом мира, как живого существа, и Творцом его (др.- греч.).-^.
йг , вечно рождающееся порождение (др.-греч.).— 217.
- страдания и превратности свойственны не богам, а демонам (др.-греч.).- 217.
- миф... есть отражение некоего смысла, направляющего мысль на другое (др.-греч.).— 218.
изображение Бога (др.-греч.).— 218.
- ибо в каком-то смысле и душа человека, даже и теперь находящаяся в теле, именуется «демоном» (лат., др.-греч.).— 220.
- природа демонов, имеющая и страсть смертного, и силу бога (др.-греч.).— 220.
Еще по теме УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ:
-
Альтернативные философские исследования -
Антропология -
Восточная философия -
Древнегреческая философия -
Древнеиндийская философия -
Древнекитайская философия -
История философии -
История философии Возрождения -
Логика -
Немецкая классическая философия -
Онтология и теория познания -
Основы философии -
Политическая философия -
Русская философия -
Синектика -
Современные философские исследования -
Социальная философия -
Средневековая философия -
Философия и социология -
Философия кризиса -
Философия культуры -
Философия науки -
Философия религии -
Философы -
Фундаментальная философия -
Экзистенциализм -
Этика, эстетика -
-
Архитектура и строительство -
Безопасность жизнедеятельности -
Библиотечное дело -
Бизнес -
Биология -
Военные дисциплины -
География -
Геология -
Демография -
Диссертации России -
Естествознание -
Журналистика и СМИ -
Информатика, вычислительная техника и управление -
Искусствоведение -
История -
Культурология -
Литература -
Маркетинг -
Математика -
Медицина -
Менеджмент -
Педагогика -
Политология -
Право России -
Право України -
Промышленность -
Психология -
Реклама -
Религиоведение -
Социология -
Страхование -
Технические науки -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Финансы -
Химия -
Художественные науки -
Экология -
Экономика -
Энергетика -
Юриспруденция -
Языкознание -