<<
>>

  ВОЗРАЖЕНИЯ НЕКОТОРЫХ УЧЕНЫХ МУЖЕЙ ПРОТИВ ИЗЛОЖЕННЫХ ВЫШЕ «РАЗМЫШЛЕНИЙ» С ОТВЕТАМИ ДЕКАРТА

  Objectiones doctorum aliquot virorum in praecedentes meditationes cum responsionibus authoris
        1. Mom— в древнегреческой мифологии божество, олицетворявшее злословие; злословие и насмешку он направлял и против богов Олимпа, откуда и был изгнан за это Зевсом.—74.
        2. См. прим. 14 к с. 35.—74.
        3. Главное сочинение (одно из четырех) знаменитого корпуса «Арео- пагитик», написанного неизвестным христианским автором в Византии в конце V в.
          под именем Дионисия Ареопагита (полулегендарного деятеля христианской церкви I в,); оказало огромное влияние на европей&скую философию Средневековья.—74.
        4. Имеется в виду один из аргументов (всего их пять) Фомы Аквин- скогоу доказывающих необходимость бытия бога исходя из особенностей мира (так называемое космологическое доказательство его «естественной теологии»).—76.
        5. Испанский теолог и философ Франсиско Суарес (1548—1617) был главным представителем «второй схоластики»; видоизменил схоластиче&скую систему Фомы Аквинского. Главное произведение Суареса — «Dis- putationes metaphysicae» (Метафизические рассуждения, 1597).—78.
        6. Византийский теолог и философ Иоанн Дамаскин (ок. 675 — до 753) систематизировал идеи грекоязычной патристики IV—V вв. и од&новременно заложил основы грекоязычной схоластики. Главный труд — «Источник знания» (на греч. яз.). Дамаскин оказал значительное влияние на византийскую, грузинскую, древнерусскую философскую мысль, как и на западноевропейскую схоластику (латинские переводы появились уже в серед. XII в.).—79.

Аниций Манлий Северин Боэций (480—524) — римский философ и теолог, автор «Комментария к «Введению» Порфирия к «Категориям» Аристотеля», «Утешения философией» и ряда других сочинений.—79.

          1. Имеется в виду крупнейший западноевропейский схоластик Иоанн Дуне Скот (1266—1308), противник теолого-философского учения Фомы Аквинского, приближавшийся к номинализму.—82.
          2. См. прим. 14 к с. 35.—84.
          3. Здесь, как и всюду у Декарта, естественный свет(lumennaturale) или свет природы(lumennaturae) означает познавательную способность человеческого разума, который противопоставляется сверхъестественно&му откровению, получаемому иногда в силу божественной благодати. Здесь — одно из важнейших расхождений Декарта с августинианской традицией. См. вступит, статью, с. 27.-57.
          4. Т. е. с Фомой Аквинским.—93.
          5. Имеется в виду Габриэль Биль(Biel), немецкий философ и теолог XV в., которого иногда называли «последним схоластиком». Григорий из Римини — теолог XIV в.—102.
          6. Ион. 3, 4.-102.

          1. Пять родов сказуемого («предикабилии» — род, вид, отличитель&ный признак, существенный признак, случайный признак) сформулиро- ваны неоплатоником Порфирием (234 —301/305) в небольшом трактате «Введение к «Категориям» Аристотеля», ставшем первым источником (после того как Боэций перевел его с греческого языка на латинский) многовековой проблемы универсалий (общих понятий) в схоластической философии.—113.
          2. В соответствии с пожеланиями своих оппонентов (а среди них бы&ли и математики) Декарт излагает теперь основные идеи своих «Размыш&лений...» геометрическим способом.
            В дальнейшем по этому пути за ним последует Спиноза в своей «Этике».— 127.
          3. Как отмечалось в преамбуле, Четвертые возражения принадлежат А. Арно, написавшему совместно с П. Николем «Логику, или Искусство мыслить» (так называемую Логику Пор-Рояля), в которой содержит&ся дальнейшая разработка картезианской методологии. Возражения Арно отличаются благожелательностью; в них, как и в «Размышле&ниях...» Декарта, явно чувствуется влияние августинианской тради&ции.— 155.
          4. Т. е. в «Рассуждении о методе» (в четвертой части).— 157.
          5. Имеются в виду Ответы Декарта на Первые возражения.— 157.
          6. Речь идет о конспективном изложении Декартом последующего содержания «Размышлений о первой философии», помещенном в начале этого произведения, — 170.
          7. Приведенный выше текст Августина содержится в 11-й гл. его сочинения «О пользе веры».— 170.
          8. Вселенский собор католической церкви (1545—1563, с перерыва&ми), разработавший программу Контрреформации, направленную против протестантизма.— 196.
          9. Декарт явно имеет в виду свои «Первоначала философии», написанные сразу после «Размышлений о первой философии».— 197.

2а Возражения Гассенди, самые обширные из всех, весьма последо&вательно опровергают рационалистическо-интуитивистские принципы Декарта с позиций сенсуализма и эмпиризма. В этом отношении они еще более последовательны, чем сенсуалистическо-номиналистические Воз&ражения Гоббса (Третьи возражения). Перевод, выполненный А. Гутер- маном (Гассенди П. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1968), для настоящего издания сверен С. Я. Шейнман-Топштейн с латинским оригиналом (Oeuv- res VII 451 — 561).— 200.

            1. господствующая, управляющая часть (греч.).— 205.
            2. В первом случае имеется в виду множество средневековых филосо&фов, во втором — Демокрит.— 216.
            3. В древнегреческой мифологии (у Гесиода) Пандора («всем ода&ренная») — не богиня, а прекрасная и коварная женщина, созданная олимпийскими богами по повелению Зевса и посланная им в наказание человеческому роду.— 238.
            4. Диагор Мелосский (V в. до н. э.) — древнегреческий лирический поэт, получивший в древности известность своим отрицанием богов. Фео- дор Атеист (330—270 до н. э.) — ученик Аристиппа, основателя школы киренаиков. Сведения о них содержатся в известном труде Диогена Ла- эртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».— 258.
            5. конечная, или целевая, причина (греч.) — одно из основных поня&тий метафизики Аристотеля.— 264.
            6. Логическая ошибка, состоящая в том, что доказываемый тезис пы&таются вывести из еще не доказанных посылок (хотя, возможно, и не ложных).— 265.
            7. Лукреций. О природе вещей I 303 (пер. Ф. А. Петровского).—
            8. Ответ Декарта, аналитический и принципиальный, вместе с тем показывает, сколь глубоко его затронули Возражения Гассенди. Послед* ний не был, однако, удовлетворен его Ответом и написал в 1642 г. Новые возражения, которые не включались в последующие издания «Размыш&лений о первой философии». В русском переводе они опубликованы в Сочинениях П. Гассенди. Т. 2. С. 492—778. Свой ответ на Новые возраже&ния Гассенди Декарт сформулировал в письме к Клерселье от 12 января 1646 г.
              (OeuvresIV 357—358)273.
            9. Т. е. схоластиков.— 296.
            10. См. прим. 2 к с. 5.- 303.
            11. Еккл. 3, 21.- 306.
            12. Речь идет о соответствующих разделах «Первоначал философии», к написанию которых Декарт приступил сразу после окончания работы над «Размышлениями о первой философии».— 307.
            13. Имеются в виду «Четыре книги сентенций» Петра Ломбардского, написанные в 1150—1152 гг. и длительное время представлявшие приз&нанную популяризацию католического богословия.— 315.

л Быт. 1.- 319.

              1. Эти враждебно-схоластические Возражения написаны, как отме&чено в преамбуле, теологом ордена иезуитов II. Бурденом. Говоря в дальнейшем о корпорации, славящейся своей ученостью и благочестиемг Декарт имеет в виду весьма влиятельный орден иезуитов, которого он очень опасался, хотя среди французских иезуитов были и благожелатель&но настроенные к нему теологи (среди них и учителя по Ла Флеш).— 328.
              2. Эти примечания предназначены для Мерсенна, передавшего Де&карту Возражения Бурдена. Ответ Бурдену следует в дальнейшем (изло&жение его вопросов и последующие ответы на них).— 328.
              3. Первая разновидность умозаключений в аристотелевско-схоласти- ческой логике: обе посылки и заключение являются общеутвердительны&ми суждениями.— 345.

Кирка (Цирцея) — персонаж древнегреческой мифологии, вол&шебница; напоив спутников Одиссея колдовским напитком, превратила их в свиней.— 351.

                1. В силу поверья о посмертных переселениях душ (метемпси&хоз).- 351.
                2. сам сказал (греч.). Так, по преданию, выражали свое почтение, к Пифагору его ученики, так называемые акусматики (послушники), начинавшие познавать его учение.— 360.
                3. Comicumsoccum— обувь римского комедийного актера.—

362.

                1. Эпидик и Парменон — имена двух древнеримских рабов: пер&вый —персонаж одноименной комедии Плавта, второй — комедий Терен- ция «Свекровь» и «Евнух».— 362.
                2. Здесь имеется в виду известный софизм Евбулида, принадлежав&шего к одной из «сократовских» школ (Мегарской): «Если лжец говорит, что он лжет, то лжет ли он или говорит правду?» — 368.
                3. Триарии — наиболее опытные римские легионеры, стоявшие в третьем ряду и составлявшие резерв.— 374.
                4. См. выше, с. 336—337 (абзац, начинающийся словами Существует иное основание...). Буквенные обозначения параграфов на полях в нашем издании не воспроизводятся.— 378.
                5. Плавт. Хвастливый воин I, 1, 17.— 383.
                6. Это ответ на помещенный выше Вопрос второй390.

91 Лемуры — по представлению древних римлян, души умерших, не находящие себе покоя вследствие собственной вины или нанесенного им оскорбления. Считалось, что они живут под землей, а ночью выходят на&верх и преследуют своих обидчиков. — 398.

52 Слова эти упреждают письмо Декарта к отцу Дине, помещаемое ниже.— 417.

<< | >>
Источник: Декарт Р.. Сочинения в 2 т. Т. 2— М.: Мысль,1994. 1994

Еще по теме   ВОЗРАЖЕНИЯ НЕКОТОРЫХ УЧЕНЫХ МУЖЕЙ ПРОТИВ ИЗЛОЖЕННЫХ ВЫШЕ «РАЗМЫШЛЕНИЙ» С ОТВЕТАМИ ДЕКАРТА:

  1.   ВОЗРАЖЕНИЯ НЕКОТОРЫХ УЧЕНЫХ МУЖЕЙ ПРОТИВ ИЗЛОЖЕННЫХ ВЫШЕ «РАЗМЫШЛЕНИЙ» С ОТВЕТАМИ ДЕКАРТА
  2. «ИСТИННАЯ СИСТЕМА» ДЕШАНА 
  3. ЧЕЛОВЕК-МАШИНА  
  4. ПРИМЕЧАНИЯ Вопрос о свободе воли  
  5. Идеал достоверности и личная история в текстахДекарта
  6. ОТВЕТ НА ПИСЬМО 11
  7. ПЕРЕПИСКА
- Альтернативные философские исследования - Антропология - Восточная философия - Древнегреческая философия - Древнеиндийская философия - Древнекитайская философия - История философии - История философии Возрождения - Логика - Немецкая классическая философия - Онтология и теория познания - Основы философии - Политическая философия - Русская философия - Синектика - Современные философские исследования - Социальная философия - Средневековая философия - Философия и социология - Философия кризиса - Философия культуры - Философия науки - Философия религии - Философы - Фундаментальная философия - Экзистенциализм - Этика, эстетика -
- Архитектура и строительство - Безопасность жизнедеятельности - Библиотечное дело - Бизнес - Биология - Военные дисциплины - География - Геология - Демография - Диссертации России - Естествознание - Журналистика и СМИ - Информатика, вычислительная техника и управление - Искусствоведение - История - Культурология - Литература - Маркетинг - Математика - Медицина - Менеджмент - Педагогика - Политология - Право России - Право України - Промышленность - Психология - Реклама - Религиоведение - Социология - Страхование - Технические науки - Учебный процесс - Физика - Философия - Финансы - Химия - Художественные науки - Экология - Экономика - Энергетика - Юриспруденция - Языкознание -