Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

О ЗРЕНИИ и О ПРОНИКАЮЩИХ в НЕГО ОБРАЗАХ 


Так как мы теперь намерены сделать краткий обзор каждого чувства в отдельности, то необходимо начать со зрения, орган которого, как это ясно,— глаз; мы хо&тим привести к мысли, что мы видим внешние образы или формы вещей потому, что нечто извне, от самих вещей подбирается к нам, проникая в глаз.
Однако пре&жде чем показать, что это предположение значительно более вероятно, чем то, которое делают на этот счет другие99, следует дать объяснение тому, что как мы полагаем, исходит от вещей и проникает в наш глаз.
Итак, я утверждаю, во-первых, что ничто не проти&воречит предположению, что с поверхности тел исходят какие-то эманации непрерывно отлетающих атомов 10°, у которых сохраняется то же положение и тот же поря&док, что и в плотных телах и их поверхностях. Эти эма&нации представляют собой поэтому как бы формы, об&разцы или изображения тел, от которых они исходят, и, будучи сходны с этими последними по внешним своим очертаниям, они значительно превосходят всякую види&мую вещь своей тонкостью. Таковы, конечно, те формы, образы или изображения, которые мы привыкли назы&вать представлениями или отображениями.
В самом деле, ничто также не противоречит тому, чтобы такого рода сплетения [атомов] формировались в атмосфере или в окружающем пространстве, равно как и тому, чтобы в самих телах, и особенно в атомах, имелись какие-то [факторы], предрасполагающие к об&разованию таких изображений, представляющих собой как бы совершенно пустые углубления и неглубокие разреженные поверхности. Однако здесь мы говорим о тех образах, которые, как тонкие пленки, пергамент или кожица, отделяются от вещей.
Далее, нет ничего невозможного в том, чтобы такого рода образы отделялись и отлетали от поверхности тел.
Это доказывается тем, что, как мы показали выше, внут&ренние части тел непрерывно что-то испускают в виде запаха, тепла, холода и т. п.; тем более возможно, чтобы что-то испускали и выделяли из себя внешние части. Ибо хотя атомы как там, так и здесь непрерывно стре&мятся выпутаться и уйти из сцепления, однако во внут&ренних частях они как бы заперты и наталкиваются на какое-то препятствие; на внешней же поверхности, где атомы как бы находятся на передаваемой линии, они не встречают никаких препятствий. Я уж не говорю о том, что, может быть, именно поэтому отлетающие от поверхности атомы сохраняют тот же порядок и взаим&ное расположение, которые они имели, когда находились на поверхности, те же атомы, которые вылетают из&нутри, его не сохраняют, ибо, [будучи как бы заперты], они должны всячески запутываться.
Что такого рода эманации частиц действительно су&ществуют, может быть доказано тем, что, когда полотна театрального шатра красного или иного цвета зали&ваются лучами солнца, от них исходит отделение [ча&стиц] и эманация, которой окрашивается все, что нахо&дится в театре. Безусловно, богатый опыт дают нам в этом отношении зеркала, ибо одни они доказывают, что образы действительно испускаются телами и перено&сятся, так как если тела находятся перед зеркалом, то они посылают в него свои изображения; если же между ними и зеркалом находится какой-нибудь предмет, то образы их до зеркала не доходят; если тела движутся, то движутся и их изображения; если они переворачи&ваются, то переворачиваются и эти последние; если тела удаляются, то изображения также удаляются, а при отсутствии тел их нет вовсе.
Так как не проходит ни одного мгновения, в течение которого перед вами не возникали бы эти изображения, то и самое возникновение их должно совершаться мгно&венно и они должны непрерывным потоком идти к по&верхности зеркала. Ведь эти образы потому не могут быть различимы порознь, что, когда один из них уходит, другой тут же заступает его место, как бы замещая его; при этом они все время сохраняют тот же порядок и по&ложение атомов, какие были на самой поверхности плот- ного вещества, или тела, и сохраняют в течение долгого времени и на большом расстоянии (хотя в конце концов прежний порядок и положение спутываются).
Этим-то и обусловлено, что тело всегда представляется.обладаю&щими одними и теми же качествами и формой.
Я говорю здесь о форме, присущей самому телу и представляющей собой как бы совокупность частей, рас&положенных в определенном порядке, или как бы по&верхность, оставленную отлетающим изображением.
Между тем может показаться странным, что тело при этом ничуть не представляется уменьшенным, как если бы с него вовсе не снимали оболочки, но, конечно, это обусловлено необычайной тонкостью [образов], о ко&торой я уже говорил и которой нельзя себе представить, не принимая во внимание известной тонкости атомов. Этот последний момент мы уже подчеркивали, говоря о существах столь крохотных, что, если представить себе третью часть их тела отрезанной, она уже стано&вится недоступной нашему восприятию. И однако же такое существо, чтобы осуществлять животные функ&ции, которые оно отправляет, должно быть соткано из частей и частиц, для образования которых едва ли хва&тило бы бесчисленных мириад атомов.
Вот почему и здесь я лишь мимоходом указываю на вывод, к которому приводит также следующее [наблю&дение]: кажется, что многие пахучие предметы, от ко&торых непрерывно что-то истекает, в течение долгого времени не уменьшаются ни на вид, ни по весу, хотя указанные эманации и более плотны и более обильны, чем эманации, образующие изображения. Эти послед&ние, отделяясь от тел одновременно с первыми, состав&ляют, однако, такую ничтожную часть всей эманации в целом, что никто не может ее ни постигнуть, ни опре&делить в словах.
Удивительной может показаться также скорость от&лета образов, однако ее все же можно понять на осно&вании того, что было выше сказано о скорости атомов. Так как образы по своей тонкости, о которой мы только что говорили, представляют собой не что иное, как спле&тение простых атомов, то им свойственна такая ско&рость, которая превосходит всякое человеческое разуме- ниє. Ведь весь путь образов лежит через открытое и прозрачное пространство и похож на путь, лежащий через бесконечное пространство, о котором мы говорили выше, так как нет почти никакой разницы, совсем ли не встречают никаких препятствий изображения или встречают очень небольшие препятствия на своем пути. В самом деле, мы видим, с какой скоростью доходят до нас с неба лучи солнца и других звезд; не меньшей, если не большей, должна быть скорость образов, так как составляющие их атомы находятся на самой поверх&ности [вещей] и нет никаких причин для задержки их движения.
 
<< | >>
Источник: Пьер ГАССЕНДИ. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Том 1. «Мысль» Москва - 1968. 1966

Еще по теме О ЗРЕНИИ и О ПРОНИКАЮЩИХ в НЕГО ОБРАЗАХ :

  1. Глава 11ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
  2. О СМЫСЛЕ ЧИСЕЛ
  3. Натуральная школа и проза начала 1850 х гг.
  4. О ЗРЕНИИ и О ПРОНИКАЮЩИХ в НЕГО ОБРАЗАХ 
  5. дух может мыслить только при посредстве проникающих в него образов 
  6.   ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ О ЧАСТЯХ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ В ЗАРОДЫШЕ (SEMENCE)
  7. Евклид, Терпсион, Сократ, Феодор, Теэтет
  8. 2. Четыре стихии
  9. ПРЕДИСЛОВИЕ
  10. Глава XVIII.Л. П. КАРСАВИН
  11. Образ мира
  12. ОБ ИДЕЙНЫХ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И МОТИВАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРЕДЕЛОК И ПОДДЕЛОК