<<
>>

ОПЫТ


- это совокупность знаний и навыков, получаемых человеком в процессе взаимоотношения с окружающим миром.
Обычно понятие «опыт» рассматривают в двух аспектах. Во-первых, опыт - это сумма знаний об окружающем мире, получаемых человеком либо посредством чувственного познания; в данном случае под опытом понимается и совокупная общественная практика, которая формируется в процессе активного взаимодействия людей с окружающей средой, позволяющего приспособиться к ней.
Во-вторых, опыт понимается как один из методов научного исследования, в число которых входят наблюдение, опрос и т. д.
С процессуальной точки зрения опыт можно рассматривать как акт непосредственного приобретения нового знания, независимо от того, на каких методах и принципах он основан и какого рода знание он позволяет получить, и здесь уже не важно, идет речь о научном или житейском знании, объективном или субъективном, сакральном или профанном.
В философии науки природа опыта трактуется с разных позиций. Так, с точки зрения субъективизма это взаимоотношение «Я» и «мира». Результатом такого опыта являются в первую очередь непосредственно данные чувственные знания. С позиций
объективизма (материализма) опыт - это способ взаимоотношения человека с окружающей средой, с помощью которого человек объективирует себя.
В естественных науках материалистическое понимание опыта особенно хорошо прослеживается, поскольку именно опыт и его результат рассматриваются как объективная основа естественно-научного знания об окружающем мире. Посредством опыта происходит подтверждение или опровержение адекватности полученных результатов объективной природе окружающего мира.
Однако и в среде ученых-естественников есть концепции, ставящие под сомнение объективную природу опыта.
Проблемы, поднимаемые этими теориями, заключаются в следующем.
Утверждается положение о теоретической нагруженности опытно-эксперименталь- ных данных. И тогда первичным в науке оказывается не опыт, а теория. Опыт организуется для доказательства теории. При этом теория является результатом творчества конкретного исследователя, который в немалой степени носит субъективно-личностный характер.
Это вовсе не означает, что все достижения в физике, химии, астрономии и других науках, основанных на опытно-экспериментальных данных, являются продуктами субъективных восприятий ученых. Речь идет только о характере информации, предоставляемой нам в том числе и естественно-на- учным опытом. Дело в том, что опытные данные обязательно содержат в себе субъективное. Это относится даже к тем данным, которые на девяносто девять процентов состоят из объективных фактов и в которых, казалось бы, субъективньш является всего лишь один процент информации. Чисто объективным нельзя назвать знание, даже если в нем будет хотя бы один процент субъективизма.
Таким образом, в опыте сохраняется объективность только как объектность описания - направленность на объект исследования. Речь идет об описании как о фиксации наблюдаемого, без включения в него процедур анализа, тогда как объективность в строгом смысле с необходимостью включает в себя анализ, которьш вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает субъективное.
Я. А. Пятков
<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007

Еще по теме ОПЫТ:

  1. IV. Зачатки догматического направления в русской юриспруденции и первые опыты научной обработки положительного уголовного права
  2. D. Опыты историко-догматического исследования в русской уголовной юриспруденции
  3. Философское знание и религиозный опыт
  4. § 19. Отождествление опыта и акта, дающего из самого первоисточника, в эмпиризме
  5. ИЗ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РИТОРИКИ СО ВРЕМЕН ЕЕ ЗАРОЖДЕНИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОПЫТА РИТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
  6.   ОПЫТ О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
  7.   ОПЫТ О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ  
  8.   ПРОСТЕЦ ОБ ОПЫТАХ С ВЕСАМИ
  9. АНАЛИТИКА ОПЫТА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА
  10. Опыт экспериментального исследования мышления
  11. Глава 2. Опыты, подтверждающие эту теорию
  12. Гадамер Х.-Г. ПОНЯТИЕ ОПЫТА И СУЩНОСТЬ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ОПЫТА
  13. Основная характеристика средневекового знания – умозрительность. Логика как главный способ получения знания и его организации. Обнаружение недостаточности чисто логической аргументации истинности знания. Поиски достоверных оснований в исходных посылках. Обращение к опытно-практическому знанию как сфере получения исходных посылок. Основные параметры опытно-практического знания, новое понимание опыта по сравнению с античностью.
  14. Рефлексия, диалектика, опыт
  15. Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе