<<
>>

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛОГИКА


- особый тип мышления, стремящийся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению средствами человеческого разума. Для средневековой логики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний, а также признание Аристотеля, с которым средневековые мыслители были знакомы через арабскую философию.

Главной чертой средневековой логики была тесная связь ее с теологией. Основной проблемой средневековой логики являлось соотношение веры и разума, а также проблема общих понятий (универсалий). Существование «универсалий» необходимо для создания целостной картины мира. Проблема универсалий решалась в споре двух направлений - реализма и номинализма. Спор об универсалиях сводился к выявлению приоритета, в одном случае - мыслимого над реальным, в другом - реального над мыслимым. Реалисты признавали реальное существование универсалий, хотя само существование понятий понималось по Платону. Номиналисты признавали существование только единичных вещей и отрицали реальное существование общих понятий, утверждая, что они существуют только в языке. Уильям Ок- кам (1270-1347) считал, что реальность универсального насквозь противоречива, а потому ее следует исключить. Реально лишь индивидуальное. Универсалии всего лишь имена, но не основание реальности. В индивидууме нет ничего, что можно было бы выделить как универсальное, а если и можно было бы выделить, то в этом случае оно существовало бы самостоятельно. Фундаментальным же различием реализма и номинализма являлось соотношение веры и знания, где для первого вера была первична, а знание - вторично.
Средневековая логика основана на двух принципах - принципе согласования и принципе манифестации (прояснения). КIX в. стало очевидно, что Отцы Церкви противоречат друг другу, противоречит самому себе и Священное Писание. Поэтому средневековые труды представляли собой сумму систематически непротиворечивых мнений по вопросам богословия. Каждое произведение состоит из двух частей, где излагаются противоречащие друг другу точки зрения и производится их систематизация (принцип согласования). Принцип манифестации построен на логическом анализе истинности изложенных мнений. Именно таким образом и происходит прояснение откровений авторитетов.
Цель средневековой логики заключалась не в нахождении истины, поскольку истина уже дана в божественном откровении, а в изложении и доказательстве этой истины посредством разума. Поэтому при помощи разума необходимо проникнуть в истины веры и таким образом приблизить их содержание к человеку. При помощи подобных методов религиозной истине придавалась систематическая форма. При этом исключалась критика святых истин, а использовались только логически выстроенные философские аргументы.
Однако средневековая наука превратила логику в простой инструмент («органон») ведения словесных диспутов, в орудие истолкования текстов Священного Писания, в чисто формальный аппарат.
Ю. Ф. Мичурина
<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007

Еще по теме СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛОГИКА:

  1. Глава 12. Индуктивная логика Бэкона и Мил ля
  2. 3. Средневековая арабоязычная философия
  3. Введений ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ  
  4. 4.3. Логика понимания.
  5. Диалогическая онто-логика культуры
  6. 4. От наукоучения к логике культуры
  7. ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ
  8. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛОГИКА
  9. § 8. Об уровне теоретичности средневековой правовой нормы (логика построения, проблема казуальности и архаичности).
  10. Интерес к разуму в арабо-исламской философии, разработанность концепции рационального знания, учения логики как способа достижения истины, вера в безграничные способности разума. Онтологические основания рационализма в арабо-исламской философии. Рационализм арабо-исламской философии как один из типов рационализма (в сопоставлении с рационалистическими тенденциями в индийской и китайской культурах). Рационализм критический и догматический. Значение мистической философии в развитии рационализма.
  11. 3. Средневековая арабоязычная философия
  12. Особенности средневековой философии
  13. Особенности средневековой философии
  14. 4. Средневековая логика
  15. 3. Тождество диалектики, логики и теории познания.