<<
>>

  Старьте вопросы (учение графа Л. Н. Толстого)

  Статья напечатана в «Вестнике Народной воли» за 1886 г., № 5. Первые три главы написаны в июне 1885 г., четвертая — в июне 1886 г. В этой статье Лавров один из первых в революционной печати критикует взгляды Толстого.
В то время в России среди некоторых бывших революционеров, отошедших от революции к толстовству, была распространена статья Л. Н. Толстого «О борьбе со злом. Письмо к революционеру», где проповедь непротивления злу насилием была особенно ярко выражена. Лавров, по-видимому, об этой статье Толстого, вышедшей в 1886 г., не знал.

Цитаты из произведений Л. Н. Толстого «Исповедь» (1879), «В чем моя вера» (1884), «Что же нам делать?» (1885) приводятся в статье Лаврова не совсем точно; явные ошибки и описки в цитатах при подготовке настоящего издания исправлены.

Для настоящего издания статья сверена с рукописью и правленной Лавровым версткой (ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 347).

                  1. См. тгрим. 3 и 4.— 500
                  2. Имеется в виду «Союз коммунистов», основанный Марксом и Энгельсом летом 1847 г. в Лондоне и явившийся первой международной организацией пролетариата. Его программа — «Манифест Коммунистической партии», заканчивающийся лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», вышла в свет в феврале 1848 г.-=- 510
                  3. Имеется в виду первый том журнала «Вперед» за 1873 г., где была напечатана статья Лаврова «Знание и революция» (см. II. Л. Лавров. Избр. соч. на соц.-полит. темы, 1934, т. II).— 510
                  4. Имеется в виду «Статья вторая. Ответ на разные критики» (напечатана во «Вперед», т. III, 1874. См. П. Л. Лавров. Избр. соч. на соц.-полит. темы, 1934, т. II).— 510

6 Имеются в виду А.

И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.—
  1. Эмигрантский лондонский монастырь — ироническое наименование общежития сотрудников «Вперед» в Лондоне.—
  2. Мистическая секта среди русских революционеров, о которой упоминает здесь Лавров,— секта Александра Капитоно- вича Маликова (1839—1904), основателя религиозного учения о «богочеловечестве».— 511
  3. Имеется в виду проникнутая мистицизмом и церковными идеалами теософическая философская система В. С. Соловьева (1853—1900), на лекциях которого, похожих на «восторженную проповедь», в университете и на Высших женских курсах в Петербурге в 1880—1881 г. собиралось много слушателей. Высказываясь за христианскую монархию, Соловьев в то же время в речах, произнесенных 13 и 28 марта 1881 г., призывал к неприменению смертной казни к народовольцам, убившим Александра II, за что был лишен права чтения лекций и выведен из Совета министерства народного просвещения.— 511
  4. См. прим. 8.— 512
  5. Т. е. «Вестника Народной воли».— 514
  6. Четьи-Минеи — сборники древнерусских «житий святых», составленные таким образом, что каждое «житие» читается в определенный день определенного месяца. Прологи — то же самое, но в более кратком изложении.— 527
  7. См. прим. 3 к статье «Социализм и борьба за существование».— 538
  8. Экзегеза — богословское толкование религиозных текстов.— 541
  9. «Неумытый Трезор» — сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина, напечатана в «Неделе» в 1885 г., перепечатана в сборнике «23 сказки» (СПб., 1886) под заглавием «Верный Трезор». Сказка «Коняга» впервые была напечатана и «Русских ведомостях», № 70, 13 марта 1885 г., вместе со сказкой «Кисель» под общим названием «Две сказки» (см. Н. Щедрин (М. Е. Салтыков). Поли. собр. соч., т. XVI, М., 1937).— 544
  10. Сютаев, Василий Кириллович (ок. 1820—1890) — крестьянин Тверской губернии, Новоторжского уезда, деревни Шевели- ной, основатель религиозного «учения», исходившего из евангельской проповеди любви к людям. Официальную церковную обрядность (например, крещение) отвергал, за что в 1876 г. преследовался церковью. Был в дружеских отношениях с JI. Н. Толстым.— 573
  11. Согласно религиозному преданию иудеев, бог обрек человека на труд в наказание за то, что первочеловек Адам вкусил от запретного плода.— 575
<< | >>
Источник: И. С. КНИЖНИК-ВЕТРОВ. П. Л. ЛАВРОВ. ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ. ИЗБРАННЫ Е ПРОИЗВЕДЕНИЯ В двух ТОМАХ. Том 2. Издательство социально - экономической литературы. «Мысль» Москва-1965. 1965

Еще по теме   Старьте вопросы (учение графа Л. Н. Толстого):

  1.   (Учение графа Л. Н. Толстого) 1885 — 1886 I. ВВЕДЕНИЕ 
  2.   III. КРИТИКА  
  3.   IV. «ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?»  
  4.   Старьте вопросы (учение графа Л. Н. Толстого)
  5. ПРИМЕЧАНИЯ Вопрос о свободе воли  
  6. Личность и жизнь Федорова
  7. Глава 1. Судьба Н. Я. Данилевского (школа жизни, наук и общений)
  8. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]
  9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  10. ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА И ПРАВИЛЬНОСТИ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  11. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  12. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  13. § 2. Идеи юридической герменевтики в трудах Н.А.Гредескула и Е.В.Васьковского
  14. В Германии
  15. Система государственного и общественного призрения нищих