Диоген
О деятельности Диогена свидетельствуют наиболее любопыт&ные из древних легенд о философах, и это неудивительно, если знать образ жизни киников и практический характер их учения. Прославился Диоген жизнью в глиняной бочке и тем, что ходил днем с фонарем и на недоуменные вопросы отвечал: «Ищу чело&века».
Поступки Диогена не были случайными или спонтанными. Он был человеком выдающегося интеллекта и достойным предста&вителем рациональной, по преимуществу, древнегреческой куль&туры. Киники сознательно выбрали эпатаж как метод воздействия на окружающих, и Диоген превзошел здесь всех. Так же поступа&ют известные «звезды» эстрады, знающие свою власть над толпой. В Древней Греции эстрады не было, а престиж философов был столь высок, что они могли позволить себе все. «Почти у каждого человека за обеденным столом, — сообщает Тэффи во «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"», — сидел какой-нибудь философ. Слушать философские рассуждения за жарким счита&лось столь же необходимым для древнего грека, как для наших современников — румынский оркестр»[82]. В конце XX в. сказали бы — рок-музыку.
Диоген был намеренно экстравагантен, утверждая, что людей видит, а человека — нет. Это был своеобразный метод воздей&ствия на окружающих, который в отличие от сократовского вли&ял не на их ум, а на чувства.
В чем-то это напоминает дзэн-буд&дизм, считающий, что к истине приходят не посредством усвое&ния книжного знания, а путем внутренней углубленной медита&ции. Сам Диоген объяснял, что он «берет пример с учителей пе&ния, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики поня&ли, в каком тоне нужно петь им самим», — сообщает Диоген Лаэртский. То есть Диоген не призывал к тому, чтобы все афиня&не походили на него, он как бы демонстрировал на практике иде&ал поведения, к которому, с его точки зрения, все должны стре&миться.В отличие от многих других древнегреческих философов Дио&ген много путешествовал по Греции и был настоящим бродягой «без родины и дома, изгнанный из города своих отцов, — ни&щий, живущий лишь настоящим днем». Диоген отрицал необхо&димость семьи и брака, он говорил: «Я — гражданин мира» — и выражал этим идею внутренней свободы от социальных зависи- мостей. В своем известном ответе Александру Македонскому (встреча произошла в Коринфе) Диоген выказал не только на&ходчивость и мощь разума, но и внутреннюю независимость ки&ника. И Александр Македонский, говоря, что если бы он не был Александром, то хотел бы быть Диогеном, выразил мысль, что если бы он не обладал возможностью царя удовлетворять все свои желания, то хотел бы иметь такую же внутреннюю свободу, кото&рой обладал Диоген.
Диоген Лаэртский сообщает о нем такие сведения-легенды. «Диоген понял, как надо жить в его положении, когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась в подстилке, не пугалась темноты и не искала никаких мнимых наслаждений»[83]. Учился Диоген и у окружающих людей. «Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из сумы свою чашку, промолвив: "Мальчик превзошел меня простотой жизни"». «Спро&шенный, какие люди самые благородные, Диоген ответил: "Пре&зирающие богатство, славу, удовольствия, жизнь, но почитаю&щие все противоположное — бедность, безвестность, труд, смерть"». «Диоген говорил, что знает многих, которые состязают&ся между собой в борьбе и беге, но никогда не видел, чтобы со&стязались в искусстве быть прекрасным и добрым»[84].
Диоген умер в 323 г. до н. э., 90 лет от роду. На его могиле была воздвигнута колонна с мраморной собакой. Впоследствии сограж&дане почтили его медными изображениями, написав на них:
Пусть состарится медь под властью времени — все же Переживет века слава твоя, Диоген: Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь, Ты указал нам путь, легче которого нет[85].
Киники ближе к Сократу по своему поведению, но утрирова&ли многие его идеи. Наслаждения для киников — зло, и это про&тиворечит Сократу.