Аристипп
Для киренаиков все наслаждения качественно однородны. Выс&шие удовольствия — телесные, которые более интенсивны, чем духовные (степень удовольствия измеряется интенсивностью). Са&мые сильные наслаждения — испытываемые в данный момент, поскольку движение души угасает с течением времени, прошлое прошло, а будущее еще не наступило. «Есть только миг... между прошлым и будущим». Смысл учения киренаиков: «Лови момент наслаждения». Такое мировоззрение получило название гедонизма (от греческого слова hedone — удовольствие).
Киренаики провозгласили в качестве высшей ценности жизнь человека в ее чувственных проявлениях, и Аристиппа с полным правом можно считать основателем гедонизма.
Кардинальное расхождение между киниками и киренаиками шло по вопросу, что важнее: добродетель или удовольствие. Не только взгляды, но и образ жизни киников и киренаиков резко расходились: одни — бродяги, другие — придворные; одни гонят учеников палкой, другие берут деньги за обучение и т.д. Но нельзя не видеть и сходства. Оба течения — реакция против современной им культуры как таковой, обычная в эпоху крушения культа.
Всегда, когда культура теряла свое религиозное значение, а это происхо&дило в Древней Греции 2500 лет тому назад, усиливались анти&культурные настроения. Киренаики — реакция против рациона&лизма в культуре, подчеркивающая значение потребления удо&вольствий.Однако бунт против культуры не может выйти за ее рамки, так как бунтари рождены в данной культуре и действуют в ней. Благо&даря культуре они и их поведение становятся известны всем. Здо&ровая культура в конце концов адаптирует бунтарские взгляды. Если же она больна, они помогают ее концу. Киников и кирена&иков не заметили бы, если бы это не происходило в Древней Греции в период становления философии и этики. Их деятель&ность осуществлялась в определенной культурной ситуации и была как бы приправой к ней, дополняя культуру до целостности. На фоне пиков — Сократа и Платона — это были горные равнины.
В конце концов и киники, и киренаики соглашались, что ра&зум должен главенствовать над чувствами. Диоген говорил: «Кто разумно станет обходиться сам с собой, тот будет черпать удо&вольствия и в слухе, и в зрении, и в пище, и в любви». Но и
Аристипп полагал, что надо властвовать над наслаждениями, не подчиняясь им.
И киники, и киренаики извлекали из философии то, что им было нужно. На вопрос, что дала ему философия, Антисфен отве&тил: «Умение беседовать с самим собой», а Аристипп сказал: «Дала способность смело говорить с кем угодно». И для киников, и для киренаиков главное — отдельный индивид. В какой-то мере это возвращение к софистам.
У киренаиков мораль приспосабливается к обыденной жизни, к чувствам и желаниям обывателя, у киников — противопоставля&ется окружающей действительности. Но крайности сходятся. Анти&сфен говорил: «Я бы предпочел безумие наслаждению», а Диоген практически реализовал это, получив кличку «безумствующий» Со&крат. Кинизм — форма поведения, отходящая от общепринятой, почему и произошло от киников слово «циники», хотя значение его было во многом другим.
От полной внутренней независимости один шаг к пренебрежению общественными нормами морали и превращению кинизма в то, что получило название с изменением одной буквы — цинизма — уже совсем не школы, а просто образа действий. В то же время ученики Аристиппа поняли, что постоян&ное осуществление принципа удовольствия невозможно, потому что чувственное наслаждение слишком скоротечно и труднодос&тижимо, быстро приедается, и один из них — Гегесий (ок. 320 — ок. 280 до н.э.), прозванный Учителем Смерти, начал нравственно оправдывать самоубийство и даже призывать к нему.Контрольные вопросы
- Что такое мир идей в понимании Платона?
- Каково значение любви по Платону?
- В чем специфика диалектики Платона?
- Какова классификация добродетелей по Платону?
- Как представлял себе Платон идеальное государство?
- В чем значение Платоновской Академии?
- В чем отличие киников от киренаиков?
- В чем секрет известности Диогена Синопского?
- Каково соотношение в античной философии между знанием, удо&вольствием и добродетелью?
Рекомендуемая литература
Антология кинизма / Отв. ред. А. А. Тахо-Год и. — М., 1984.
Антология мировой философии: В 4т. / Ред.-сост. В. В.Соколов. — М., 1969.-Т. 1.
Асмус В.Ф. Платон. — М., 1975.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи&лософов. — М., 1986.
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. — М., 1977.
Лосев А. Ф. История античной эстетики: Высокая классика. — М., 1974.
Лосев А. Ф. История античной философии. — М., 1989.
Платон. Сочинения: В 3 т. - М., 1968- 1972.
Рассел Б. История западной философии. — М., 1959.
Хрестоматия по истории философии: В 2 ч. / Отв. ред. Л. А. Микешина. — М., 1994.-Ч. 1.