<<
>>

  ВРЕМЯ АРИСТОТЕЛЯ 

Аристотель продолжил линию преемственности, которая на&чалась с Сократа. В отличие от Сократа и Платона он родился не в Афинах, а на севере Греции, вблизи Македонии, в г.

Стагиры в 384 г. до н.э. Отец его был одно время придворным врачом маке&донского царя. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приехал в Афины и поступил в Платоновскую Академию. Ему суждено было стать самым известным учеником Платона и достойным продол&жателем его дела. Аристотель не только усвоил систему Платона, но постепенно стал создавать собственное учение, подвергнув взгляды предшественников серьезной критике. Слова Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже» стали расхожим афориз&мом. Даже стиль Аристотеля существенно отличался от платонов&ского. Если Платон создавал свои произведения в форме диало&гов, то Аристотель писал философские трактаты.

Платон и Аристотель различались не столько взглядами, сколько характером и отношением к поиску истины. Платон — вдохновен&ный художник и писатель, которого фантазия уносит из реально&го мира. Аристотель — собранный, вдумчивый исследователь, ко&торый ничего вокруг не склонен оставлять без внимания и опре&деления. Хотя в античные времена не было науки в современном понимании, Аристотель подошел к ней ближе всех и был, можно сказать, типичным ученым.

После смерти Платона Аристотель в 347 г. до н. э. покинул Ака&демию и вернулся в родные края. Он был в те годы уже известным философом, и поэтому неудивительно, что македонский царь Фи&липп пригласил его в 342 г. до н.э. в качестве учителя к своему тринадцатилетнему сыну Александру, будущему знаменитому за&воевателю. Аристотель как настоящий грек, никогда не пренебре&гавший общественными делами (по его определению, «человек — существо политическое»), согласился. На его решение повлияло то обстоятельство, что в отличие от Платона, считавшего, что в идеальном государстве должны править философы, Аристотель полагал, что правителю самому философствовать не нужно, а до&статочно прислушиваться к советам мудрецов.

Аристотель написал для Александра Македонского книгу о том, как надо царствовать и как необходимо для царя быть доб&рым.

И могло бы показаться, что он выполнил свою задачу. «Се&годня я не царствовал, — говорил иной раз Александр, — ведь я никому не делал добра»[86]. Участие Аристотеля в воспитании Алек&сандра Македонского помогло тому стать человеком, обладаю&щим глубокими знаниями в различных областях, но в целом по&пытка философа оказалась столь же неудачной, как и стремление Платона создать идеальное государство в Сицилии. По мере того как Александр Македонский завоевывал одну страну за другой, он становился все более коварным, невоздержанным и скорым на расправу с теми, кто смел ему возражать. Уроки Аристотеля за&бывались, а дурной нрав Александра брал верх. Вместо благо&родного царя из Александра Македонского получился кровавый завоеватель. Может быть, именно этот неудачный педагогичес&кий эксперимент и привел Аристотеля в противовес Сократу к убеждению, что «знание... имеет малое значение или вовсе его не имеет по отношению к добродетели»[87] и что большее значение имеют привычки, сформировавшиеся с первых лет жизни ре&бенка.

В 335 г. до н. э. Аристотель вновь возвращается в Афины и осно&вывает свою собственную школу возле храма Аполлона Ликейс- кого (от греческого слова «волк», так как бог Аполлон почитал&ся в виде волка), по которому близлежащая местность называ&лась Ликеем. От аристотелева ликея получило имя учебное заве&дение — лицей.

Учил Аристотель во время прогулок в саду, отчего его после&дователей звали перипатетиками (rpe4.peripateo — гулять), тогда как учеников Платона — академиками.

Аристотелю в отличие от Платона, который уезжал из Афин устраивать идеальное государство, приходилось бороться с реаль&ной тиранией, угрожавшей Греции. Как полагается древнему гре&ку, Аристотель активно участвовал в политической жизни, смело проповедуя свои взгляды. Кончилось это тем, что в 323 г. до н.э. он был обвинен в нечестии за то, что «не поклоняется идолам, кото&рых чтили в те времена»[88], — обвинение, сходное выдвинутому против Сократа. Не дожидаясь суда, Аристотель уехал на остров Эвбею. Спросившему, почему он покинул Афины, Аристотель ответил, что не желает, чтобы сограждане вторично совершили преступление перед философией.

Аристотель поступил не как Сократ, и связано это, возможно, с тем, что он не был афинянином по рождению и не обязан был

Афинам своим воспитанием. Да и следовало ли повторять то, что на века прославило Сократа? Так или иначе, Аристотель посту&пил, как считал нужным. В изгнании он и умер, а если верить Диогену Лаэртскому, покончил с собой.

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   ВРЕМЯ АРИСТОТЕЛЯ :