<<
>>

МЕТАФИЗИКА КАК "ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ" АРИСТОТЕЛЯ

Для того чтобы разобраться, почему мы до сих пор пользуемся словом "метафизика" для обозначения философствования как предельного вопрошания о мире и человеке в нем, необходимо обратиться к истории этого слова, выяснить, откуда оно появилось. Ознакомление с историей данного вопроса приводит нас к античной философии. Термин "метафизика" означает, прежде всего, наименование "та мета та фюсика". Значение "мета" - после, смысл "фюсис" - основного термина в данном наименовании, имеет два значения: сущее в целом, "физически сущее", противоположное вещам, возникшим с помощью "технэ", ремесла в процессе изготовления, производства по собственному разумению людей.

В первом смысле природа для греков есть нечто не возникающее и не гибнущее. Эта "фюсис", - говорил Гераклит, - была всегда, есть всегда, и будет всегда вечно горящим огнем, мерой возгорающим и мерой затухающим". Второе значение "фюсис” - природа определенного сущего, существо (бытие) сущего, внутренняя сущность вещей (природа духа, души, природа художественного произведения, природа дела и т.д.). Оба значения "фюсис", будучи неразделенными, выражают нечто равно существенное. Аристотель явным образом соединяет оба кроющиеся в едином значении "фюсис" направления вопросов. Вопрошание о сущем в целом и воп- рошание о бытии сущего, о его существе, его природе Аристотель называет "первой философией", - философией в собственном смысле слова. Настоящее философствование ставит вопрос о "фюсис" в этом двояком значении: о самом сущем и о бытии сущего. Наука о "фюсис" или "эпистеме фюсике" - физика (правда, не в нынешнем узком значении современной физики) охватывает также и совокупность биологических дисциплин. Предметом этой "эпистеме фюсике" является все, что в этом смысле относится к "фюсис".

Термин "метафизика "предложил Андроник Родосский (I в. до н.э.) при систематизации произведений Аристотеля, назвав так группу трактатов о "бытии самом по себе", о "первыхродах сущего ", которые должны были следовать после "физики". Дело в том, что, достигнув вершины у Аристотеля, античная философия постепенно превращается в школьную философию, начинается ее падение, на смену живому вопрошанию приходит систематизация различных дисциплин и специальностей, не скрепленных внутренним коренным единством. Материал философствования систематизируется, тем не менее, по тем основным темам, которые были намечены у Аристотеля. Философия занимается "фюсис" - сущим и бытием сущего; физика - изучением природы, этика занимается бытием того, что изобретено человеком, что относится к образу жизни человека, человеку в его действиях, его манерах, его поведении, в свойственной ему манере держаться - тем, что греки называют словом "этос", от которого произошла "этика". На первое же место выдвигается "логос", способ говорить о вещах, рассматривать и анализировать в философии "фюсис" и"этос"-логика. Таким образом, по предмету исследования формируются три дисциплины в философии: логика, физика, этика.

Реконструируем теперь отдельные этапы становления и развития метафизики в ее отношении к философии. В ранней греческой философии философская мудрость была синкретическим единым созерцанием истинной картины космоса. Здесь философский метод не отличался от теоретического, научного. В соответствии с этим, Платон, описывая высший тип знания, показывает в своих произведениях его восхождение от опытной реальности к бестелесным сущностям - "идеям" - по иерархической пирамиде понятий и нисхождения обратно к чувственному миру.

"Первая философия" Аристотеля, названная впоследствии метафизикой, исследует сущее и бытие сущего, первые начала и принципы всего сущего являющиеся целью человеческой жизни и источником наслаждения и тем самым отличающиеся от "второй философии" или "физики". По сути дела античная метафизика с ее поиском сверхчувственных высших принципов или начал бытия (архе) являлась образцом метафизики вообще. В последующем же развитии западноевропейской философии меняется и статус, и оценка метафизики в системе философского знания, появляются некоторые ее новые содержательные аспекты.
    1. СПЕЦИФИКА МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

В средневековой философии метафизика выступает как высшая форма познания бытия, которая подчинена сверхразумному знанию, данному в откровении. Фома Аквинский блестящим образом обосновывает отождествление первой философии, метафизики и теологии (познание божественного). Первая философия (prima philosophia) - это познание высшей причины, Бога как творир. Первая философия и называется так, поскольку рассматривает первые причины вещей. Метафизика рассматривает сущее и то, что относится к нему. Восприятие аристотелевской философии складывается таким образом, что в результате возникает догматика не только веры, но и самой первой философии. Свободное вопрошание человека невозможно для средневековья в силу того, что в эту эпоху существовали совершенно иные мировоззренческие установки, связанные с идеями Бога как творца мира, его познанием как высшей причины и обоснованием его бытия. Этому способствовало и то, что в метафизических сочинениях Аристотеля была намечена специфическая связь между первой философией и теологией. Первая философия у Аристотеля, как мы помним, ставит вопрос о сути и о природе сущего и вместе с тем также и вопрос о сущем в целом, сводя его далее к вопросу о высшем и последнем, что Аристотель называет первейшим сутцим, "божественным", хотя и не в смысле Бога - творца или личного бога, а логосом. Это и облегчило приравнивание христианской веры содержанию сочинений Аристотеля. То, что у Аристотеля выступало как проблема, в средние века было выставлено в качестве твердой истины и возведено в принцип. Унаследованному достоянию была окончательно придана бесспорная форма, отождествлявшая первую философию, метафизику и теологию. Теология здесь не соединена с вопросом об определении бытия вообще, не рядоположена ему, как у Аристотеля, а вся метафизика явным образом подчинена теологии, становится на службу познания Бога.

Средневековая философия имела решающее влияние на развитие метафизики Нового времени. Вместе с тем было бы неверным утверждать, что проблематика новоевропейской философии полностью идентична прежней метафизике.

<< | >>
Источник: B.C. Стёпин. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Стёпин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Мн.; РИВШ,2006. - 624 с.. 2006

Еще по теме МЕТАФИЗИКА КАК "ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ" АРИСТОТЕЛЯ:

  1. к ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ФИЛОСОФИИ
  2. 6.БОГ ФИЛОСОФОВ
  3. Отношения Аристотеля и Платона
  4. Классический период античной философии
  5. МЕТАФИЗИКА КАК "ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ" АРИСТОТЕЛЯ
  6. М. Т. Рюмина ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  7. Античная философия
  8. Философский массив античности как онтологическая основа метафизики Мастера Экхарта.
  9. О втором измерении мышления: Лев Шестов и философия
  10. 5.1. Диалог культур как первая философия.