Экзистенциалистское философствование как философствование метафизическое
Движимый стремлением спасти "идею человека" (Камю), экзистенциализм реализовал радикально антиредукционистский проект исследования человеческого существования. Отказавшись от каузального подхода при описании "человеческой реальности", экзистенциализм оказался в центре самых громких дискуссий и бурных споров философии XX в.
Одним из них является спор с марксизмом, психоанализом и структурализмом по вопросу о возможностях методологии детерминистского исследования человека, специфике философии и философского вопрошания о нем.Отстаивая в споре философии и науки XX в. идею специфичности экзистенции, не познаваемости ее традиционными методами объективного познания, не редуцируемости человека к любым формам его обусловливания, к причинам и структурам, экзистенциализм ставит во главу угла в этом споре утверждение необходимости допущения в картине мира автономной точки (зазора свободы) как способности индивида начинать, развязывать в мире новый ряд явлений и событий, разрушать существующие структуры и создавать новые.
На этом пути экзистенциализм разрабатывает иной, по сравнению с научным, тип рациональности. Его новаторский характер связан с введением экзистенциального измерения в происходящее в мире и с миром. Его основное назначение состоит в том, чтобы в пространстве современной философской мысли сохранить, заново определить и утвердить специфику человеческого существования и специфически философский способ его рассмотрения. Объективирующим исследовательским стратегиям XX в. с их отказом от понятий сознание, субъект, авторство человека, с их принципом структурного детерминизма, делающим излишней отсылку к индивидуальной свободе (сознанию) как человеческой способности "желать" ("не желать") при объяснении существования и функционирования тотальностей и структур социально-исторического и культурного пространства, экзистенциализм противопоставил наработки ряда плодотворных философских принципов и техник ресубъективирующей методологии гуманитарного познания.
Плодотворность и несомненная ценность этих наработок для современной гуманитаристики связана, прежде всего, с тем, что экзистенциалистское вопрошание есть вопрошание сущностное ("Что есть...?), то есть вопрошание метафизическое (отвергая "остановку в текущей области сущего", мы должны вопрошать "поверх текущего и упорядоченного в повседневности порядка", - писал Хайдег- rep, - мы должны вопрошать "о вне-упорядоченном"). Это делает работу данного типа философской рефлексии важнейшим способом самосознания различных форм человеческого опыта, в том числе и опыта познания.
Осуществляя свои исследования на самых разных материалах, экзистенциалисты предложили оригинальные и масштабные варианты онтологии и антропологии, концепции истории и методологии ее познания, они оставили большое количество социально-политических работ и исследований в области истории философии, литературы, искусства, языка, психологии, психиатрии и др. Философские и методологические достижения экзистенциализма не ушли в прошлое вместе с "модой на экзистенциализм". Будущая философия, в согласии и (или) спорах с экзистенциалистскими построениями, уже не сможет двигаться, не учитывая пространство, контуры которого и основные пунктиры движения метафизического вопрошания в котором намечены и проработаны экзистенциализмом.
Темы для обсуждения
- Специфика и общие черты исследовательских программ экзистенциализма.
- Специфические черты экзистенциалистской онтологии.
- Специфичность человеческого существования в мире в трактовке экзистенциалистов.
- Содержание понятия бытия в экзистенциалистской метафизике и онтологии.
- Разграничение аутентичного и неаутентичного человеческого способа "быть в мире" в экзистенциализме.
- Отношение между экзистенцией и трансцендентным в интерпретации экзистенциалистов.
- Человек и ситуация в экзистенциалистской онтологии.
Литература
- Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М., 1997.
- Хайдеггер М. Время и бытие /М. Хайдеггер. М., 1993.
- Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге /М. Хайдеггер. М., 1991.
- Хайдеггер М. Введение в метафизику / М. Хайдеггер. СПб., 1997.
- Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. М., 1993.
- Марсель Г. Быть и иметь / Г. Марсель. Новочеркасск, 1994.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. М., 2000.
- Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр. М., 1994.
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. М., 1989.
10 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло- Понти. СПб., 1999.
- Мерло-Понти М. В защиту философии / М. Мерло-Понти. М., 1996.
- Мерло-Понти М. Око и дух / М. Мерло-Понти. М., 1995.
- Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М., 1990.
- Больное О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов. СПБ., 1999.
- Тузова Т. М. Ответственность личности за свое бытие в мире. Критика концепций французского экзистенциализма / Т. М. Тузова. Мн., 1987.
- ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Феноменология - одно из ведущих направлений философии XX в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938); в различных вариантах и модификациях она и доныне продолжает весьма активно развиваться и оказывать влияние на современную философскую и культурную ситуацию в мире. Кроме самого Гуссерля, давно уже ставшего классиком философии XX в., к феноменологам, предложившим собственные, отличные от гуссерлевской, влиятельные концепции, можно отнести таких выдающихся мыслителей XX в., как Мартин Хайдеггер, Жан- Поль Сартр, Макс Шелер, Морис Мерло-Понти и др.
Гуссерль замышлял и разрабатывал феноменологию как "переворот" в философии, как открытие абсолютно нового необъятного поля исследований "духа в качестве духа", как "универсального самоосмысления”, фундирующего и обосновывающего все актуальные и потенциальные формы человеческого опыта.
Понимание и самого этого замысла, и его реальных масштабов, и его новаторского характера, эвристических возможностей, и, наконец, его беспрецедентного влияния на философию и культуру XX в., предполагает, прежде всего, прояснение исходного гуссер- левского понимания образа самой философии. В чем Гуссерль усматривал сущность, смысл, назначение и возможности философии как особой формы духовного опыта человека, с чем он связывал свои надежды на ее возможности прояснять и трансформировать человеческий мир, человеческую жизнь, человеческий опыт?