Гуссерлевская идея философии
Задачу создания принципиально новой, универсальной философии (трансцендентальной феноменологии) Гуссерль рассматривал как возрождение и действительное осуществление уже ставившихся до него философией, но пока не решенных ею задач.
В статье "Философия как строгая наука" (1911) Гуссерль призывает приступить к абсолютно новому началу философии, которое было бы способно, наконец, реализовать саму идею философии.Идея философии как "строгой науки" у Гуссерля - отнюдь не сциентистская. Это - не попытка построить философию по образцу естественных наук или наук о духе, или даже "эйдетических", как их называет Гуссерль, наук (чистая математика, логика и т. д.). Философия не должна и не может перенимать методы других наук. Напротив, по самой своей сущности и в своем историческом возникновении философия, по Гуссерлю, является универсальной основой и "универсальной критикой" как науки, так и всей человеческой жизни. Поэтому именно она способна до конца прояснить методы и основания любых позитивных наук, дав им "новое измерение и тем самым последнее завершение".
В соответствии с этим, смысл "научности" разъясняется Гуссерлем через собственные познавательные задачи и возможности философии: "обязательным для каждого разумного человека образом познать, что такое есть подлинная истина, подлинно прекрасное и доброе, как они должны быть определяемы по общему своему существу, каким методом должны быть постигаемы в каждом отдельном случае" *.
Как новое измерение человеческого существования характеризует философию поздний Гуссерль: если человек есть новая, по сравнению с животными, ступень одушевленности, то философский разум является новой ступенью человечества и его разума. Это - способ человеческого существования в горизонте "идеального нормирования бесконечных задач", которое возможно только "в абсолютной универсальности", а именно в той, что с самого начала заключена в идее философии.
В соответствии с этим, феноменология для Гуссерля есть "не менее, чем целостное самовоспитание человека, совершаемое во имя универсального разума". Открывая основания жизни, он "действительно освобождает поток нового сознания, направленного на безграничную идею целостного человечества, человечества действительного и истинного"[21].феноменология как радикальное универсальное осмысление человеческого опыта
Возможность реализации идеи философии, как ее понимает Гуссерль, усматривается им в радикализме как сущности подлинной философской науки и "истинном позитивизме". Философия, будучи наукой об истинных началах, об истоках, "не должна успокаиваться, пока не достигнет своих абсолютно ясных начал, то есть своих абсолютно ясных проблем, в самом смысле этих проблем предначертанных методов и самого низшего слоя ясно данных вещей". Атмосфера, в которой, по Гуссерлю, должна двигаться философия, - прямая интуиция, феноменологическое постижение сущности. Совокупность достоверностей, интуитивно открываемых в опыте эйдетического (сущностного) усмотрения и описания, и есть то аподиктическое, что может составить, по мнению Гуссерля, базис подлинной фундаментальной науки.
Для феноменологического поиска принципиальным является различение так называемых "естественной" и феноменологической установок. "Естественные установки" - это установки как наук, так и повседневной жизни. Поскольку они не рефлексируют о способе, каким им дается мир, при "естественной установке" именно мир кажется данным непосредственно, сознание представляется как "tabula rasa", а смысл мира и всего происходящего в нем кажется "уже готовым" и непосредственно данным извне.
Согласно Гуссерлю, аподиктичности можно достичь, только отказавшись от "наивности" и "объективизма" "естественной установки”; и лишь феноменология как радикальное осмысление истоков человеческого опыта может избежать ловушек "натурализма" и "объективизма” на пути срезания данностей опыта "естественной установки" и обращения к "потоку переживаний "с целью выявления скрытых глубинных смыслообразующих структур опыта субъективности.
В своем поиске универсальной аподиктической основы человеческого опыта Гуссерль разделяет картезианский пафос сомнения, самосознательности и "личного размышления". Он настаивает на том, что всякий, кто действительно хочет стать философом, должен будет "однажды в своей жизни" мысленно сосредоточиться на самом себе, попытаться внутри себя ниспровергнуть все принятые до сих пор науки и предпринять их реконструкцию. Как и для Декарта, для Гуссерля философия есть в некотором роде "личное предприятие философа": она должна конституироваться как его философия, его мудрость, его знание, которое, хотя и ведет к универсальному, получено им самим, словом, знание, за которое он несет ответственность, которое он должен мочь доказывать, основываясь на своих абсолютных интуициях.