<<
>>

ЭЛЛИНИЗМ


Спасибо за прошлый раз, София! Итак, ты уже знаешь про натурфилософов и Сократа, про Платона и Аристотеля. А это значит, что ты познакомилась с основами европейской философии и мы можем отказаться от предварительных заданий для размышления, которые ты получала в белых конвертах.
Думаю, что заданий, контрольных и всего прочего тебе более чем хватает в школе.
Сегодня я расскажу о долгом периоде истории — от Аристотеля, жившего в конце III века до н. э., до самого начала средневековья, то есть примерно до IV века н. э. Обрати внимание, что раньше говорили «до Рождества Христова» и «по Рождестве Христовом». Действительно, одним из самых значительных — и самых загадочных — событий этого периода было появление христианства.
Аристотель умер в 322 году до Рождества Христова, когда Афины уже утратили свою главенствующую роль. Это не в последнюю очередь объясняется грандиозными политическими катаклизмами, произошедшими в результате завоеваний Александра Македонского (356-323).
Александр Македонский (или Великий) царствовал в Македонии. Аристотель тоже родился в Македонии и некоторое время даже был наставником юного Александра. Именно Александр окончательно разгромил персов. Более того, София, своими многочисленными военными походами он распространил греческую цивилизацию на Египет и на весь Восток до самой Индии.
С этого времени открывается совершенно новая эпоха в истории человечества. Она порождает общество, господствующую роль в котором играют греческий язык и греческая культура. Этот период, длившийся около трех веков, часто называют эллинизмом. Впрочем, под «эллинизмом» понимается как сам период, так и грекоязычная культура, которая преобладала в трех крупнейших эллинистических государствах — Македонии, Сирии и Египте.
Примерно с 50 года до н. э. военное и политическое превосходство перешло к Риму. Новая великая держава захватила одно за другим все эллинистические государства, и теперь уже римская культура и латинский язык доминировали на территории, протянувшейся от Испании на западе далеко на восток, в глубь Азии. Так начинается римский период, или, как его еще называют, поздняя античность. Но обрати внимание на одну деталь: прежде чем римляне завоевали эллинистический мир, сам Рим стал греческой культурной провинцией. Вот каким образом получилось, что греческая культура — в том числе греческая философия — продолжала играть важную роль долгое время после того, как политическое влияние греков отошло в область предания.
<< | >>
Источник: Юстейн Гордер. Мир Софии. 2006

Еще по теме ЭЛЛИНИЗМ:

  1. 2.3. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА  
  2. Христианство и цивилизация.
  3. Эллинизм
  4. 6. Философия эпохи эллинизма
  5. ЧАСТЬ ПЯТАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА Жак Брюнсви
  6. Эллинизмы
  7. ЭЛЛИНИЗМ КАК ЗАВЕРШЕНИЕ «ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ»: КРИЗИС ГРЕЧЕСКОГО МОРАЛЬНО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ
  8. ЭЛЛИНИЗМ
  9. ЭЛЛИНИЗМ
  10. 9. Эллинизм и разложение античной классической традиции
  11. II.3.ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
  12. ТЕМА 10: ЭЛЛИНИЗМ
  13. эллинизм
  14. «МАЛЫЕ» ГОСУДАРСТВА ПРИЧЕРНОМОРЬЯ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА И РАННЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
  15. Античность — эллинизм / Экономика, культура
  16. Глава II. Историография истории Древней Греции
  17. Раздел III Греция и Ближний Восток в эпоху эллинизма. Эллинистические общества и государства. Завоевание их Римом. Конец IV-I в. до н.э
  18. Сущность эллинизма
  19. Глава XXV. Балканская и Великая Греция в эпоху эллинизма