<<
>>

Философия эпохи эллинизма

Эпоха эллинизма охватывает последний период в истории и культуре Древней Греции в VI-I веках до н. э. Началом этого пе­риода стал поход армии Александра Македонского в Азию, завер­шившийся завоеванием Персидской державы и созданием на ее месте империи Александра, а после его смерти эллинистических государств, возникших на ее обломках на Востоке.

Завершается же этот период завоеванием Римской державой Греции и Македонии во II веке до н. э. и эллинистических государств Востока в I веке до н. э., что положило конец их самостоятельному развитию. Это был период постепенного упадка Балканской Греции, значи­тельная часть населения ушла на Восток, там же свершались ос­новные события, греческие города обезлюдели. Войны диадохов (полководцев - наследников Александра Македонского) между со­бой, восстание против македонского господства, разрушительное нашествие кельтов III века до н. э. волнами прокатывались через Грецию и разоряли ее. Это был период упадка полиса как соци­ально-экономической единицы, кризис античной демократии, ко­торая сменилась царской властью македонских царей; менялась культура, обретая восточные черты. Все это привело к тому, что жизнерадостность и оптимизм, характерные для греческой куль­туры эпохи классики, сменились пессимизмом и апатией, вызван­ными кризисом греческого общества. Изменился и характер фи­лософии этого периода, главным объектом философского поиска становится счастье и способы его обретения в жестоком и неспра­ведливом, враждебном мире.

Учение киников

Первой философской школой эпохи эллинизма стала шко­ла киников. Основателем школы был ученик Сократа Антисфен Афинский(445-370 до н. э.), свое название школа получила от гимнасия «Киносарг» (в переводе с греческого - «Зоркий пес»), где проходили его встречи с учениками. Наиболее ярким пред­ставителем кинизма был ученик Антисфена Диоген Синопский (412-323 до н.

э.). Счастье киники видели в отказе от условно­стей жизни, такими условностями для них были богатство, мо­раль и общественные нормы, так как именно они делают человека несчастным. Преодоление условностей достигается стремлени­ем к естественной жизни, жизни в гармонии и единении с при­родой, подобно собаке (отсюда название школы). Киники были материалистами, полагали, что мир познаваем через ощущения, и выступали за практический разум, то есть разум, направленный на постижение конкретных вещей, а не абстрактных. Их филосо­фия заключалась не в теоретическом умствовании, а в образе жиз­ни, дающем человеку пример необходимой свободы. Своим обра­зом жизни они проповедовали бедность, отказ от собственности, общественного положения, демонстрировали презрение к обще­принятым нормам морали, полагали, что естественное поведение и умение довольствоваться самым малым и есть путь к счастью, предначертанный самой природой.

Учение эпикурейцев

Основателем школы был Эпикур с острова Самос (342-271 до н. э.), открывший свою школу в Афинах, получив­шую название «Сад» (по названию священной рощи, где она на­ходилась). Эпикуреизм был материалистическим учением, по­лагавшим, что познание мира есть изучение природы. Главным препятствием на пути к счастью для человека являются страда­ния, доставляемые жестокой по отношению к человеку жизнью. Двумя главными причинами страданий являются социальное не­равенство и страхи. По Эпикуру, путь к счастью есть получение

чувственного удовольствия и наслаждение жизнью, но поскольку богатство доступно не всем, то истинная мудрость заключается в умении довольствоваться малым. Если человек умеет получать удовольствие от простой пищи, скромного жилища и физическо­го труда, то он будет счастливым всегда. Эпикуреизм означает не безудержное наслаждение всеми благами жизни, а, наоборот са­моограничение и умеренность. Страхи - порождение суеверий, главные из которых - страх перед судьбой, страх перед богами и страх перед смертью. Преодолеть эти страхи помогает знание того, что мир материален, а значит, судьба человека в его собственных руках (афоризм Эпикура: «Каждый человек - кузнец своего сча­стья»), богов либо не существует (так как мир материален), либо они не влияют на жизнь человека никак, так как судьба в его соб­ственных руках, смерти же просто нет, пока жив человек, а после смерти уже нет человека.

Главным методом познания, по Эпикуру, является сенсуализм, то есть восприятие мира через ощущения, ибо только так можно познать природу.

Учение стоиков

Основателем школы стоиков был Зенон из города Китиона на Кипре (334-262 до н. э.), основавший в Афинах свою школу. Свое название школа получила от портика (крытой галереи) на рыноч­ной площади (Агоре), где проходили занятия, который по-гречес­ки назывался «Стоя». Впоследствии от этого слова произошло слово «стойкость».

Согласно учению стоиков, человек является частью мира, мир есть живой, вечный и единый организм, управляемый мировым разумом - божественным Логосом. Мир столь громаден и велик, что человек является бесконечно малой его частью, песчинкой и, будучи частью этого мира, подчинен единой воле и связан с миром единой судьбой, которая предопределена изначально. Противиться общей судьбе мира и изменить ее человек не может, так же как и управлять ею (афоризм Зенона: «Желающего судьба ведет, неже­лающего - тащит»). Исходя из этого, единственным путем дости­

жения счастья для человека является мужество и невозмутимость, то есть стойкость в перенесении невзгод и бедствий, так как че­ловек знает, что избежать этого невозможно. По учению стоиков, мир материален и состоит из разных видов материи, «тонкость» которой и определяет свойства вещей. Стоики большое внимание уделяли этике и морали, разрабатывали кодексы поведения, вы­ступали за социальное равенство людей.

Учение скептиков

Основателем школы был философ Пиррон из Элиды (360-275 до н. э.), название школы происходит от слова «скепсис» (в переводе с греческого - «сомнение»). В основе познания мира лежит чувство, так как мир дан человеку в ощущениях. Поскольку чувственное восприятие индивидуально, объективного знания не существует, а значит, знать, справедливо его утверждение или нет, человек не может. Соответственно, страхи человека, в том числе и страх смерти, беспочвенны, так как человек не может знать точ­но, хорошо или плохо происходящее для него. Исходя из этого, счастье человека заключается в невозмутимости, безмятежности («атараксии») при встрече с жизненными испытаниями.

Философия эпохи эллинизма является примером эвдемони­стической философии («философии счастья»). Все четыре фило­софские школы (киники, эпикурейцы, стоики и скептики) пред­ложили свой путь поиска счастья. Это были материалистические учения, поэтому путь к счастью они видели в естественной про­стоте жизни (киники), самоограничении и преодолении страхов (эпикурейцы), мужестве под ударами судьбы (стоики) и невозму­тимости (скептики).

1.5.

<< | >>
Источник: Философия: учеб. пособие / Л. В. Балтовский, Е. П. Гурьев, С. Ю. Каргапольцев [и др.]. - СПб.: СПбГАСУ,2019. - 211 с.. 2019

Еще по теме Философия эпохи эллинизма: