Философия классического периода
Классический период в древнегреческой истории и культуре охватывает V-IV века до н. э. Этот сравнительно небольшой пе
риод, менее двух веков, тем не менее был расцветом древнегреческой цивилизации, мощнейшим толчком для которого стали победа греков в Греко-персидских войнах и вызванный ею моральный подъем.
Именно в этот период создаются такие произведения античного искусства и культуры, как трагедии Эсхила, Еврипида и Софокла, скульптуры Мирона, Фидия и Праксителя, строится Парфенон в Афинах. В этот период достигает своего расцвета античная демократия, классическая система воспитания и ораторского искусства, военного искусства и философии. После победы над персами Афины становятся центром греческой культуры, центром философии вместо городов Малой Азии. Сравнительно короткий период расцвета Эллады закончился кровопролитной Пелопоннесской войной между Афинами и Спартой, которая подорвала ее экономический и человеческий потенциал, и в IV в. до н. э., после ряда войн, Эллада оказывается под властью соседней Македонии. Классический период считается периодом наивысшего расцвета древнегреческой философии, главным объектом философского поиска в этот период становится поиск истины как высшего знания.Философия софистов
Школа софистов (в переводе с греческого - мудрецов) возникла в конце V - начале IV века до н. э. в Афинах. Софистов принято разделять на два поколения: старших софистов (Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды и др.) и младших софистов (Ликофрон из Халкиды, Алкидамант из Элеи, Фрасимах из Халкидона). Софисты впервые стали учить философии, взимая за это плату с учеников, они преподавали риторику и философию, учили побеждать в спорах и судах с их помощью, сделав философию не абстрактной, а практически полезной. Основателем школы считается Протагор (4810 до н. э.), уроженец города Абдеры, основавший свою школу в Афинах.
Софисты считали, что мир дан человеку в ощущениях и познать его можно только посредством ощущений, а не разумом, так
как невозможно представить что-нибудь, чего человек не ощущал бы. Но каждый человек воспринимает мир по-разному, а значит, и картина мира у каждого будет разной. Соответственно, истины как всеобщего, абсолютного знания не существует, у каждого человека истина будет своей. Важным тезисом софистов было утверждение, что именно восприятие мира самим человеком является истиной (афоризм Протагора: «Человек есть мера всех вещей»), а значит, любое знание и любая мораль являются относительными (нет абсолютного критерия оценки). Раз абсолютной истины не существует, значит, целью познания является мудрость, то есть умение побеждать в споре, используя систему доказательств. Основой логической системы софистов была система нескольких тезисов, один из которых был истинным, а другой ложным, сочетание и противопоставление их позволяло логически доказать ложный тезис через отрицание истинного. Учение софистов является примером философского релятивизма - учения об относительности знания. Софисты внесли большой вклад в развитие ораторского искусства (риторики), диалектики (как искусства ведения спора) и распространение философии.
Философия Сократа
Сократ(469-399 до н. э.) является одним из самых ярких и необычных древнегреческих философов. Он родился в Афинах в семье скульптора и повивальной бабки, в молодости был участником круга Перикла, учился у Анаксагора, в составе афинского войска сражался со спартанцами, неоднократно выступал в суде и народном собрании, отстаивая истину, любил споры со своими вечными оппонентами софистами, был беден, но не гнушался физической работы. Он вел жизнь нищенствующего философа, никогда не брал платы с учеников, говоря, что не может их научить мудрости, не имел постоянного места для занятий с учениками и гулял с ними по афинским улицам, никогда ничего не писал, превращая обучение в беседу и диалог. Был осужден за свои взгляды, обвинен в богохульстве и умер, приняв яд, как подобало свободному граж-
данину.
О его взглядах известно в основном из трудов его учеников, главным образом Платона.Сократ мало интересовался теорией бытия, его больше всего интересовало познание мира. В основе всего лежит истина - объективное знание, - которая может быть только одна, она же является главным критерием морали, а соответственно, знание и мораль объективны для всех. Истина, по Сократу, и есть бог, то есть мировой разум - рациональное мироустройство, все беды человечества происходят от незнания. Единственной целью познания может быть только познание истины. Абсолютная истина не достижима человеческим разумом, человек может только приблизиться к ней, познав часть ее, и то приложив большие усилия. Истину невозможно познать через ощущения, так как они субъективны, ее можно познать только разумом, ибо только ему доступно объективное знание. Знание не дается человеку извне, оно познается только путем углубления в свой разум (принцип Сократа: «Познай самого себя»). В основе познания лежит сомнение в собственном знании, только оно способно пробудить в человеке стремление к истине (знаменитый афоризм: «Я знаю, что я ничего не знаю»). Основным методом познания для Сократа была диалектика (искусство диалога), которая включала в себя иронию, способную поколебать уверенность человека в собственном знании, и «май- евтика» (по-гречески - «помощь при родах») - система вопросов, последовательно отвечая на которые человек приходит к истине. Истинный мудрец, по Сократу, не владеет истиной, а помогает самому человеку прийти к ней, задавая ему правильные вопросы.
Философия Платона
Платон(427-347 до н. э.) был учеником Сократа, крупнейшим философом и мыслителем Древней Греции, автором многочисленных сочинений («Диалогов») о философии и политике. Он родился в Афинах в аристократической семье, после казни учителя покинул Афины, жил в Сиракузах и Египте, впоследствии вернулся и основал знаменитую философскую школу Академия (свое
название она получила от сада, посвященного герою Академу, где она находилась).
Платон развил учение Сократа о познании истины. Истина заключена в бытии, бытие делится на мир идей («эйдосов») и мир вещей. Мир вещей материален, а мир идей идеален, материя и идея враждебны м противоположны друг другу. Мир идей является истинным бытием, идеи - это абсолютные, совершенные и нематериальные образы вещей, вещи же лишь слабое подобие, отражение вещей на материи (подобное теням), они вторичны и искажены по сравнению с идеями. Душа человека бессмертна, так как является частью мира идей, вселяется в человека с его рождением и покидает его после телесной смерти.
Истинное познание - это познание мира идей, постичь которые можно только разумом, поскольку они нематериальны. У человека есть два способа познания - познание чувственное и рациональное. Чувственное познание постигает мир вещей, но не способно постичь мир идей, так как вещи лишь их слабое отражение. Основной массе людей доступно только чувственное познание, рациональное знание доступно лишь немногим мудрецам. Процесс познания, по Платону, - это припоминание всего того, что было известно человеческой душе, пока она была частью мира идей, целью познания является благо - источник истины, гармонии и красоты. Основным методом познания является диалектика, то есть диалог, состоящий из вопросов, цель которых - найти точные формулировки понятий, то есть образы вещей, из которых и складывается картина мира.
Философия Аристотеля
Аристотель(384-322 до н. э.) был выдающимся древнегреческим философом, ученым и систематизатором научного знания, основоположником многих наук. Он был сыном врача, родом из города Стагиры во Фракии, учился в Афинах, был учеником Платона, но впоследствии разошелся во взглядах с ним (известное высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже!») и ос
новал свою школу Ликей (или школу перипатетиков). Аристотель был учителем будущего царя Александра Македонского, во многом сформировав его личность.
Аристотель отличался системным и научным подходом к философии, совершенствуя взгляды Платона.
Бытие, согласно учению Аристотеля, - это природа, природа состоит из вещей, каждая из которых включает в себя и идею, и материю. Мир идей не существует отдельно от материи, он находит свое воплощение в вещах. Идея вещи - идеальная бессмертная сущность, но она выступает в качестве формы, то есть определяет характер и сущность вещи; материя же облекает и повторяет форму вещи и воплощает ее в реальность. У Аристотеля материя и форма не противопоставлены друг другу, а вместе составляют единое целое - вещь. Мир вещей есть реальный мир, мир природы, в котором живет человек. Важным понятием у Аристотеля является понятие субстанции, то есть сущности, содержания вещи, которая определяет ее характеристики и предикатов - девять признаков субстанции. Причиной возникновения вещей является движение, а источником движения - мировой разум, рациональное упорядочивающее начало.В основе познания у Аристотеля также лежит разум, но он не противопоставлен чувству, а продолжает его и включен в систему познания. Он выделил три уровня познания: чувственное, опытное и рациональное; вначале человек ощущает форму, а потом, на основании опыта, постигает разумом ее сущность. Основным методом познания выступает диалектика, задача которой выведение категорий, то есть наиболее фундаментальных понятий. Еще одним методом познания, введенным Аристотелем, является логика - система рациональных рассуждений, законов и доказательств, главная задача которой - установление взаимосвязи и закономерностей.
Античная философия классического периода внесла огромный вклад в развитие мировой философии и стала поистине золотым веком античной философии. Сократ, Платон и Аристотель, последовательно развивая идеи друг друга, довели до совершенства теорию объективного идеализма (так как у них присутствует понятие
идеи) и сформулировали ряд фундаментальных философских понятий. Так, Сократ ввел понятия истины и морали, Платон - бытия (онтология), блага и диалектики, Аристотель - познания (гносеологии), субстанции и логики. Философы эпохи греческой классики довели до совершенства диалектику как искусство спора и установления истины, вершиной которого стала логика Аристотеля.
1.4.