Древнеримская философия
Философия в Древнем Риме появилась во II веке до н. э. после завоевания Греции и Македонии, когда римляне познакомились с греческой культурой и философией. Со временем греческая
культура широко распространилась в Риме, влилась в римскую культуру, стала ее неотъемлемой частью.
Вместе с тем философия не получила в Древнем Риме такого развития, как в Греции, причиной этого была разница в менталитете греков и римлян. Основой римского менталитета были три отличные от греков стремления: стремление к личному успеху, стремление к прагматизму и стремление к войне. Эти стремления превратились фактически в культ, в единственную цель в жизни. Под личным успехом подразумевались личные достижения и слава конкретного человека, то, чем он прославил себя и свой род; прагматизм понимался как деятельность на благо государства и общества в целом, а культ войны привел к тому, что служба в армии, военная карьера, успех на поле сражения стали главными в жизни римлян. Поэтому достойными занятиями для знатного, состоятельного и образованного римлянина - а только им была доступна для постижения греческая культура - оставались политика, военное дело, юриспруденция и организация строительства объектов; наука же, искусство, философия, поэзия не являлись для римлян приоритетом, они были лишь увлечением в свободное от основной деятельности время.По этой причине римляне так и не создали самостоятельного философского учения, не создали оригинальных философских теорий, а лишь продолжали традиции греческой эллинистической философии, адаптируя их под свои реалии. В Древнем Риме были наиболее широко распространены эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Надо отметить, что эти философские учения в Риме эволюционировали в сторону прагматизма. Так, эпикуреизм превратился в натурфилософию, то есть изучение природы, естественные науки, стоицизм - в морально-этическое учение о нормах и правилах жизни, скептицизм - в энциклопедизм, то есть систематизацию знаний в области гуманитарных наук.
Наиболее яркими представителями эпикуреизма в Риме были Тит Лукреций Кар(99-55 до н. э.), автор философской поэмы «О природе вещей», и Гай Плиний Секунд-старший(22-79 н. э.), автор «Естественной истории», создавшие фундаментальные, обоб
щающие труды в области естественных наук, стремясь преодолеть невежество - главный источник страхов.
Стоицизм получил развитие в трудах Луция Аннея Сенеки (4-65 н. э.) «Нравственные письма к Луцилию» и императора Марка Аврелия(12-180 н. э) «Наедине с собой»; они рассуждали о морали и нравственности, долге и мужестве, выступали за честность и справедливость в политике.
Скептицизм получил развитие в трудах Марка Туллия Цицерона (106-43 до н. э.) и Секста Эмпирика (ок. 160 - ? н. э.), которые систематизировали учение греческих философов и развивали сенсуализм (чувственное познание).
Единственным самобытным учением, получившим развитие в Риме, был неоплатонизм, основателем которого был Плотин (204-270 н. э.). Неоплатоники превратили учение Платона об идеях в учение о космосе как едином разумном начале, отождествляемом с богом, познать которого можно только через мистическое откровение. Неоплатонизм сыграл огромную роль в становлении христианства как учения.
В целом античная философия стала подлинным фундаментом, на котором выросла вся последующая европейская философия. Именно в Античности появились такие понятия, как «философия», «бытие» и «познание», зародились такие философские направления, существующие по сей день, как материализм и идеализм, монизм и дуализм, сенсуализм и рационализм, были заложены основы диалектики и логики как методов познания.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные предпосылки возникновения философии в Древней Греции.
2. Раскройте содержание греческого понятия «пайдейя».
3. Дайте характеристику античной демократии.
4. В чем состоит отличие философии от религии?
5. Дайте определение понятию «натурфилософия».
6. Назовите основных представителей и тематику Милетской школы.
7. Что выступает в качестве первоначала в учении Пифагора?
8. Как раскрывается проблема движения в учении Гераклита и Элейской школы?
9. Что такое атом и какова его роль в мире?
10. Какова роль софистов в развитии учения об истине и человеке?
11. Как вы понимаете фразу Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю»?
12. Почему учение Платона относят к объективному идеализму?
13. Назовите четыре причины, лежащие в основе мира, согласно учению Аристотеля.
14. Что делает человека счастливым с точки зрения киников, эпикурейцев, стоиков и скептиков?
15. Назовите особенности древнеримской философии.