<<
>>

41.Дуализм древнеримского права: fas и ius.

Источники РП: mores majorum, fas, ius, lex, эдикты магистратов, деятельность юристов.

FAS

В древнее время обычаи (нравы) предков еще не были отделены от религиозных воззрений римлян.

Поэтому изначально наряду с mores majorum, римское право существовало в двух своих формах: fas и ius.

Существует общее определение: "Божественное право касается богопочитания, человеческое право относится к людям". К области fas относились нормы рели­гиозного характера, которые регулировали брачно-семейные от­ношения, уголовное право. Практически все древнее уголовное право следует отнести к области fas, т. е. уголовное пре­ступление считалось совершенным не просто против частного человека, но против порядка, санкционированного волей богов и, следовательно, против них самих. Некоторые виды обязательст­венных отношений, вещное право (установление межи) все это находилось под властью богов и fas.

Основная форма fas – ауспиции (необходимо отличать от expiatio - очистительной жертвы и sacrum - общей жертвы). Ауспиция - особый вид гадания при совершении жертвоприноше­ния, чтобы узнать волю богов. Квирит не совершал ни одного действия, не узнав перед этим мнения своих бо­гов. Исключительное право толкования ауспиций – у авгуров, которые вследствие этого могли оказать громадное влия­ние на жизнь всего Рима.

Следующей формой fas можно назвать присутственные и неприсутственные дни, когда можно было совершать действия, а когда нельзя. За календарем следили пон­тифики и через свое право регулировать календарь оказывали влияние на развитие божественного права.

Непочитание богов влекло за собой высшее уго­ловное наказание sacer esto - объявление человека лишенным за­щиты богов, таким образом преступник становился вне закона. С течением времени fas превратился в строгое ius divinum.

Римляне различают fas - как право божественного установления, нарушитель которого навлекает на себя гнев божий, и ius - право светского происхождения, за которое карает светская власть.

IUS (общечеловеческое состояние, нет сакральности)

Ius humanum (ius), в отличие от fas, в царский период не был столь сильно развит, как, например, в эпоху республики. Например, Законы XII таблиц - результат законодатель­ства республики, а от периода царей до нас дошли только весьма смутные слухи о ius Papirianum - сборнике законов, записанных понтификом Папирием во время царя Тарквиния Гордого, но происходящих, якобы, от еще времен более древних.

Наиболее часто встречающейся формой ius в это время был usus - обычай и обычное право. Нам usus известен в двух формах: (1) decreta gentilica - обычай отдельных родовых союзов, связанных общим культом и имеющих форму decreta (принимались на общих собраниях рода) и (2) commentarii (libri) regii, commentarii pontificum, а позднее commentarii magi stratum - записи норм обычно­го права, различающиеся по той инстанции, которая производила запись.

===

Гос. учреждения Рима, освящены богами и не могут быть изменены без их согласия, религиозные церемонии занимают первое место в международных сношениях.

Многие деликты носят сакральный характер. Важнейшие акты гражданского права совершались при участии жрецов и становились под охрану религии. Близость права и религии в Древнем Риме видна и в том, что первоначальная разработка права и религиозных культов находилась в руках одних и тех же лиц. Коллегия, заведующая религиозным культом - pontifices, являлась также толкователем права. Понтифики - первые римские юристы.

<< | >>
Источник: ОТВЕТЫ ПО ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. 2017

Еще по теме 41.Дуализм древнеримского права: fas и ius.:

  1. 41.Дуализм древнеримского права: fas и ius.
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -