Апологетика
Утверждение христианства как государственной религии Римской империи в IV веке, сопровождавшееся быстрой сдачей позиций старых языческих культов, варварские нашествия, ставшие бесконечной лавиной вторжения после военной катастрофы под Адрианополем в 378 г., постоянные гражданские войны между претендентами за власть в империи или какой-либо ее части, экономический и демографический кризисы означали падение античного мира и возникновение на его развалинах нового, средневекового общества.
Захват Вечного города Рима готами в 410 г. и его повторное разграбление вандалами в 455 г. предопределили падение императорской власти на Западе и возникновение там новых государственных образований - варварских королевств, уже изначально христианских. Империя сохранилась на Востоке, в Константинополе, что создавало еще несколько столетий, по крайней мере до конца VIII века, чувство единства христианского мира и его церкви. При этом уместно напомнить, что Римская империя и в столетия своего наибольшего могущества делилась достаточно четко в культурном отношении на латинскую и греческую части.
Христианство нуждалось в собственной картине мира, предоставить которую могла только античная философия. Первым
этапом становления христианской философии стала апологетика (от греч. Aπολογlα - защита, оправдание) - деятельность Отцов Церкви II-IV веков, христианских авторов, отстаивавших христианство и боровшихся против язычества. Апологеты стали первыми богословами христианского мира. В задачу апологетов входило отведение обвинений от христиан, создание обстановки терпимости к христианской религии со стороны государства, утверждение идеи об истинности и преимуществе христианской мысли в сравнении с греческой философией. Началом литературной деятельности апологетов была ситуация, когда христианство решило выйти из замкнутости религиозной секты и представить себя как высшее достижение культурных устремлений общества.
Начинался полноценный диалог с языческой философией, в ходе которого христианство осваивало понятийный аппарат философии, трансформируя его, разумеется, в религиозно-богословском ключе. Апологетика предлагала обществу осмыслить всю предшествующую мудрость как начальные ступеньки на пути к истине, которая была открыта Иисусом Христом и которую воплотило христианство.Апологеты, обращаясь как к христианам, так и к язычникам, писали свои произведения в форме речи или диалога по всем правилам классической риторики, что изначально предполагало широкое распространение их работ. Образцом для апологетов служила защита Сократа перед афинским судом. Они стремились не только отвести нелепые обвинения, порождаемые слухами о собраниях христиан, но и доказать безнравственность языческих мифов, противопоставляя их истинному учению о едином Боге. Аргументами апологетов в пользу истинности христианства выступали положения о высокой нравственности христиан через заповедь любви к ближнему, о предсказаниях пророков относительно пришествия Христа, о внутреннем единстве Ветхого и Нового Заветов.
Центральное место в теоретических построениях апологетов занимала проблема соотношения Бога и Его ипостасей. Заимствуя понятие Бога из платонизма, апологеты сближали его с библейским Богом. Их определения первоначала в целом апофатичные (от греч.
αποφατικoς - отрицательный), когда сущность Бога выражается путем последовательного отбрасывания («отрицания») всех определений Бога как несоизмеримых с природой последнего. Опираясь на Евангелие от Иоанна, апологеты начали разработку христологии (от греч. Χρlστος - Христос, λoγος - учение) - учения об Иисусе Христе как раздела христианского богословия, посвященного вопросам воплощения Бога Сына, соединения в Христе божественной и человеческой природы, земной жизни Христа. Вторая ипостась, как извечно присутствующая в первоначале потенция, становится энергией и являет себя в акте творения мира.
Согласно подобному взгляду, обнаруживающему влияние Аристотеля, Сын оказывается субстанциально подчиненным Отцу, который сотворил первого в качестве посредника между собой и миром. Перенося это отношение в антропологическую сферу, апологеты пытались прояснить его посредством стоического разделения «внутреннего слова» и «произнесенного слова». Апологеты учили также о разумном принципе, который присутствует во всех вещах и образует внутренний закон вселенной. Сам акт воплощения второй ипостаси Бога в человеке является самым совершенным явлением и открывает путь к спасению.Таким образом, можно сказать, что апологеты в целом определили магистральный путь развития мировоззрения христианства, его богословия и философии.
Сведи восточных, греческих авторов можно выделить фигуру Юстина Философа (ум. ок. 165), крупнейшего апологета II века, который, собственно, и ввел понятие «философия» в обиход христианского знания. В двух «Апологиях», большой и малой, адресованных императорам Антонину Пию и Марку Аврелию, Юстин Философ опровергает обвинения против христиан со стороны язычников, излагает содержание христианской религии и доказывает на основании ветхозаветных пророчеств божественную природу Христа. Не противопоставляя веру и знание, Юстин рассматривает значимых греческих философов как учеников Моисея и предшественников христиан. В «Разговоре с Трифоном Иудеем» Юстин
Философ, полемизируя с иудаизмом, доказывает, что еврейский закон имеет временное значение, что почитание Христа не противоречит вере в единого Бога. В духе доникейского богословия Юстин утверждает предельно общее понятие Бога, который есть «Отец всего», Бог по существу. Юстин доказывает, что Бог Сын существует вечно с Богом Отцом как «внутренняя мысль», совокупность божественных идей о мире, а акт сотворения мира связан с выражением, произнесением этой мысли. Вместе с тем, согласно Юстину Философу, Сын подчинен Отцу, получив самостоятельность ради творения. Еврейские пророки и греческие философы могли видеть истину, но лишь с воплощением Христа истина явилась полно и открыто.
Ученик Юстина Философа Татиан (ум. ок. 173) создал свод четырех Евангелий, который обслуживал богословский словарь сирийской церкви в течение нескольких столетий. В «Речи против эллинов» Татиан излагает христианскую космологию и демонологию, сравнивая греческий политеизм с христианским представлением о едином Боге. При этом Татиан решительно занял отрицательную позицию в отношении греческой культуры как целого, доказывая, что христианская традиция содержит все ценное, что имела языческая философия. Он отклонял классические литературные и моральные ценности Античности, разрушенные и отвергнутые их собственным интеллектуализмом, предпочитая им «варварское» христианство.
Автор «Прошения за христиан», апологии, адресованной императору Марку Аврелию, Афинагор Афинский (ум. ок. 190) отвечал на обвинения христиан в атеизме как неверии в языческих богов, каннибализме и кровосмешении. Афиногор был первым из христианских мыслителей, который использовал неоплатонические понятия для объяснения смысла новой веры греческим и латинским язычникам. Предполагая сосуществование нескольких личностей в единой природе, Афинагор был первым, кто привел рациональный довод в пользу единства и троичности Бога, то есть сущностного единства ипостасей Бога. Афинагор Афинский откло-
нял платонический взгляд на тело как темницу души, утверждал духовно-телесную взаимозависимость, принимал воскресение из мертвых как проявление всемогущества единого Бога.
О познании Бога, о Троице, о грехопадении и спасении, о суеверии язычников и мудрости пророков говорил Феофил Антиохийский (ум. ок. 180) в «Трех книгах к Автолику». Излагая христианское учение о Боге, Феофил указывал, что путем познания Бога является очищение души человека. На основе сравнения греческой классики и библейских книг Феофил доказывал несостоятельность и противоречивость языческой религии и философии. Отвечая на обвинения христиан в прелюбодеянии, людоедстве и кровосмешении, он уличал самих языческих авторов в подобных преступлениях и излагал христианские моральные заповеди.
В учении о Сотворении мира Феофил следовал Юстину Философу. Феофил Антиохийский первым ввел в оборот понятие «Троица» для обозначения троичности Бога.В трех частях своего труда «Ковер из лоскутков» Климент Александрийский (ум. ок. 215) подготовил целую программу духовного совершенствования на основе согласования христианской веры и истинных элементов греческой философии. Согласно Клименту, философия была для греков подготовительным учением, ведущим к истине, воплощенной в Христе. В «Увещании к эллинам» Климент критикует язычество, разбирает различные точки зрения греческой философии о первопричине мира, сопоставляя их с писаниями пророков, увещевает читателей оставить язычество ради христианства. Климент представляет Христа как воспитателя верующих, дает ряд предписаний по отдельным сторонам повседневной жизни, ставит вопрос об отношении христианства к греческой философии и культуре. Христианство есть истинная философия, которая представляет собой не что иное, как знание о Христе. Один и тот же Логос вдохновлял философов, говорил устами ветхозаветных пророков и воплотился в Христе. Разница в том, что философы-язычники имели неполное и туманное знание, христианин же имеет во Христе полное и очевидное понимание.
Истинная философия присутствует в Библии, поскольку хронологически Моисей предшествует Платону, а сама греческая философия имеет много заимствований из писаний пророков. Только христианин-мудрец, истинный гностик достигнет высшей степени совершенства нравственной жизни и богословского знания. Описывая истинного, христианского гностика, Климент противопоставляет его ложным гностикам - еретикам. Вера для Климента не противоположна истинному знанию духовных реальностей, но является его основанием. Разделение Климентом Александрийским христиан на верующих и гностиков предвосхитило появление монашества.
Самый плодовитый из ранних Отцов Церкви Ориген (ум. ок. 254), перечень сочинений которого включает две тысячи наименований, посвятил свою деятельность толкованию библейских текстов.
Ориген составил критическое издание Ветхого Завета, написал комментарии почти ко всем книгам Библии. Последние были изложены как короткие замечания по поводу трудных мест, как популярные беседы и проповеди, как комментарии в современном смысле. Ориген различал в Ветхом Завете три смысла: телесный или буквальный, душевный или нравственный, духовный или аллегорический, мистический. Он пользуется аллегорическим методом толкования, считая, что в Библии все имеет духовный смысл, но не все - исторический. Самый малый эпизод истории Ветхого Завета есть знак и образ земных или небесных событий истории спасения. Библия, как и человеческая природа Иисуса Христа, - способ присутствия божественного в нашем мире, а степень его понимания соответствует достигнутой человеком ступени духовной жизни.Ориген исходил из предпосылки, что верующий свободен в своих размышлениях относительно истин веры, которые утверждались, но не определялись апостолами. Сам Ориген исходит из идеи Бога как монады, но одновременно утверждает троичность: Отец для него - «собственно Бог», Сын - «второй Бог», а Святой Дух - менее Сына. Для Оригена не существует четкого различия между творением и рождением, поэтому понятия рожденности и еди-
носущности Сына Отцу (впервые введены Оригеном) не имеют для автора решающего значения. Бог в силу своего всемогущества и благости не может оставаться неактивным, а поэтому является творцом. Творение понимается Оригеном как постоянный акт, когда до нашего мира были, а после него будут другие миры. Будучи благим, Бог изначально сотворил равные друг другу духовные существа, духи. Свобода, которой обладали эти существа, привела к тому, что они отвратились от созерцания Бога, более или менее удалились от Бога и друг от друга. Глубина падения определила судьбу каждого из них: одни стали ангелами, другие сошли в человеческие тела, третьи стали демонами. В соответствии с этим падением был создан материальный мир. За падением должно следовать спасение или восстановление, которое понимается Оригеном как возвращение духов в первоначальное блаженное состояние единства с Богом, что обеспечивается Божественным провидением. Поскольку никто из духов полностью не лишен разума и свободы, постепенно спасены будут все, включая последнего из демонов, сатану. Спасителем является Христос, воплотившийся Сын Божий. Ориген утверждал, что единственный из всех духов, сохранивший изначальное единство с Богом, стал человеческой душой, душой Иисуса Христа, в которой Сын Божий воплотился на земле. Христос представляется Оригену скорее учителем, чем искупителем, поскольку спасение заключается в постепенном всеобщем восстановлении путем увещания и внушения. Однако восстановление это не будет окончательным, ибо в силу своей свободы духи вновь могут пасть, и весь процесс повторится сначала.
Целью жизни каждого человека является созерцание Бога, которое достигается борьбой со страстями и освобождением от них. Учение Оригена об аскетической жизни повлияло на развитие монашеской традиции в христианстве, а его богословские представления нашли отражение в трудах позднейших Отцов Церкви.
Под большим влиянием Оригена находился Евсевий Кесарийский (ум. в 340), основоположник христианской историографии, который дополняет других апологетов множеством фактов, заим
ствованных из античной истории и литературы. Евсевию принадлежит большое число трудов по апологетике, церковной истории, толкованию Библии, церковной географии. Среди собственно богословских сочинений выделяется «Приуготовление к Евангелию», содержащее концепцию духовного развития человечества дохристианского периода как подготовки к принятию евангельской истины. «Церковная история», самое известное произведение Евсевия Кесарийского, является выдающимся памятником мировой историографии, ценнейшим источником по истории первых веков христианства. События ранней христианской истории предваряют, по Евсевию, наступление новой эры, когда возникает христианская империя, чья судьба неотделима от судьбы церкви, а призвание которой заключается в обращении в христианство всего человечества.
Главный защитник никейского Символа веры в борьбе против арианства Афанасий Великий(293-373) обогатил христианскую догматику учением о Святой Троице. Его богословие принципиально отдавало приоритет религиозному опыту, а не умозрительной философии. Афанасий отстаивал монотеизм и говорил о вечном Логосе, через который был сотворен мир и который стал плотью (человеком). Афанасий Великий защищал вечное рождение Сына из Отца и Их единосущие (тождество божественной природы). Афанасий рассматривал Христа как лицо, в котором выступили совместно и Бог, и человек, а потому имеющее две воли. Афанасий Великий высказался также в пользу божественности и единосущия Святого Духа, стал автором жития святого Антония, явившегося образцом для последующих описаний жизни святых.
Западная, латинская апологетика представлена в первую очередь именами Минуция Феликса, Квинта Септимия Флорента Тертуллиана и Луция Цецилия Фирмиана Лактанция.
Минуций (ум. ок. 210) является одним из первых латинских христианских апологетов. Написанное им в духе цицероновских диалогов сочинение «Октавий» представляет собой собрание стандартных апологетических аргументов, но в виде образцовых риторических приемов. Три участника диалога (просвещенный языч-
ник Цецилий, его христианский оппонент Октавий и сам автор) рассматривают параллельно аргументы как христиан, так и язычников. Автор счел это возможным, поскольку доводы язычника Цецилия о мировоззренческой и моральной несостоятельности христианства, о его социальной опасности имели немало слабых мест. Желая воздействовать прежде всего на просвещенную часть современного ему общества, Минуций указывал, с одной стороны, на то, что христианство не противоречит философскому языческому рационализму, а с другой - на аморализм религиозной и гражданской жизни языческой империи. Аргументы, изложенные Минуцием в диалоге, воспроизводились в образованных слоях римского общества несколько столетий.
Тертуллиан (ум. после 220) по праву считается крупнейшим представителем ранней христианской мысли, который внес большой вклад в разработку латинской теологической лексики. Обширное наследие Тертуллиана представлено апологетическими, догматическими и моралистическими сочинениями. По стилю и проблематике Тертуллиан принадлежит к зрелой апологетике, но принципиальный антирационализм резко отличает его от большинства греческих апологетов. Констатируя кризис языческого мировоззрения, Тертуллиан отказывается видеть в христианстве «новую философию», ибо только вера определяет цели и границы познания. Тертуллиан отвергает самый дух «философичности», склоняясь к эмпиризму. Согласно ему, главными видами познания являются божественное откровение и естественное познание. Последнее начинается с чувственного восприятия, так как чувства не обманывают. В душе человека естественным путем возникают первичные представления о Боге, добре и зле и т. д. Лишь телесное субстанциально, ибо «субстанция есть тело всякой вещи». Качество телесности варьируется между духом и плотью. Бог есть телесный дух, ибо дух - «своего рода тело». Душа как образ Бога соединяет в себе две различные субстанции, «дух» и «тело», помещается в сердце и отождествляется с «ведущим началом». Деятельность души начинается с самоощущения, ибо «ощущение есть душа
души». Рождение души связано с тем, что, не являясь уникальным творением, она передается «по наследству». Моралистические трактаты Тертуллиана призывают к поиску «естественных» основ нравственной жизни.
Главное значение Тертуллиана для христианского богословия заключается в том, что, не принимая конвергенцию античных и христианских ценностей, опасаясь подмены живой веры рассудочными абстракциями греческого философствования, Тертуллиан с редкой глубиной выразил суть религиозной метафизики христианства в нескольких острых, парадоксальных формулах, которым по преимуществу и обязан своей известностью: «Что общего между философом и христианином? Между учеником Греции и учеником Неба? Между искателем истины и искателем вечной жизни?»; «Что общего между Афинами и Иерусалимом, между Академией и церковью?»; «Сын Божий распят - это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий - это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес - это несомненно, ибо невозможно» (вероятно, из последней формулы появилось приписываемое Тертуллиану выражение «верую, ибо нелепо»).
Лактанций (ум. ок. 325) сделал попытку доказать существование Бога и Божественного провидения с помощью детального рассмотрения строения человеческого тела как вместилища души, указать читателю на наличие высших целей существования человека. Он критикует как языческую религию, так и философию, полная разобщенность которых имеет следствием то обстоятельство, что человек не может овладеть мудростью, знанием вещей божественных и человеческих. Языческие культы переполнены суевериями и предрассудками, а языческие философы лишь стремятся к мудрости, что подтверждается разнообразием их учений. Только вера в божественное откровение дает человеку, созданному по образу и подобию Бога, возможность познать мудрость. К обоснованию главного тезиса - «в мудрости заключена вера, а в вере - мудрость» - сводится стремление Лактанция соединить оправдание авторитета разумом и ограничение человеческого разума боже
ственным авторитетом. При этом Лактанций опровергает утверждение о безразличии Бога к людям, утверждает силу и действенность божественного правосудия при наказании зла.
Эпоха апологетики часто рассматривается как ранний этап патристики. В сочинениях апостольских отцов первого века христианства, тесно связанных с кругом представлений Нового Завета, были лишь приблизительно намечены основные пункты будущего теоретизирования. Апологетика сделала первые шаги к построению христианской теории, перейдя постепенно от «чистой» апологии к построению универсальной теологической системы. Начинается смена философских парадигм: с Оригеном на Востоке стоицизм уступает место платонизму, а аллегорический метод толкования Библии получает статус герменевтической нормы. Патристика институционально оформилась в первых христианских теологических школах - Александрийской и Антиохийской.
2.2.