БУЛГАКОВ Сергей Николаевич
БУЛГАКОВ (Bulgakov) Сергей Николаевич (28 июня 1871 — 13 июля 1944) — русский экономист, философ, богослов, публицист и общественный деятель.
Родился в семье священника в маленьком городке Ливны Орловской губернии. Как вспоминал сам Б., он вырос «под кровом церковным», в атмосфере теплой, сердечной веры. В 1881 поступил в Ливен- ское духовное училище, а в 1884 — в Орловскую духовную семинарию. Предполагалось, что как сын священника он пойдет по стопам отца. Но сухое богословие не утоляло горячих вопросов духа, а рано пробудившаяся критическая мысль не удовлетворялась христианской апологетикой.Раздражало и обрядовое благочестие. На последнем курсе Б. покинул семинарию, поступил в последний класс гимназии, а по окончании ее — в 1890 — в Московский университет.
Он жаждал посвятить себя спасению отечества от «царской тирании», поэтому избрал юридический факультет, параллельно изучая политическую экономию.
Впоследствии свою юношескую судьбу он сравнит с судьбой Н.А. Добролюбова, русского критика-демократа середины XIX в., тоже семинариста, порвавшего со своей средой; с судьбами множества других представителей русской интеллигенции, отвергнувших аскетизм и догматизм официального православия, жаждавших реального дела. По окончании университета Б. был оставлен при кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессорскому званию.
В 1895 преподавал политическую экономию в Московском техническом училище. 1890-е гг. были временем распространения в России учения К. Маркса, и Б. становится одним из активнейших «легальных марксистов», печатается в их журналах «Начало» и «Научное обозрение». Первая его книга «О рынках при капиталистическом производстве» (1897) была даже одобрена В.И. Лениным. Оправдывая свое увлечение марксизме мом, Б. писал, что эта доктрина «худо-бедно, но объясняет человеку его самого», отводит ему определенную роль в истории, дает цель жизни и деятельности.
В 1898 Б. сдал магистерский экзамен и был направлен в двухлетнюю заграничную командировку (Германия, Франция, Великобритания). Здесь он написал свою магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие» (СПб., 1900. Т. 1—2), глубоко изучил немецкую классическую философию, особенно И. Канта и Ф.В. Шеллинга. В эти же годы он познакомился с ведущими германскими социал-демократами: К. Каутским, А. Бебелем, В. Адлером и др.Г.В. Плеханов назвал его «надеждой русского марксизма». Уже в магистерской диссертации «Капитализм и земледелие» Б. критикует взгляды Маркса по аграрному вопросу, защищая жизнеспособность мелких крестьянских хозяйств в условиях капитализма. А в период работы профессором политехникума и приват-доцентом университета в Киеве пишет ряд статей, в которых вопрос о социальном идеале, о смысле прогресса, о месте человека в мире постепенно смещается в область религиозной философии.
Вскоре он составит сборник этих работ, который в 1903 выпустит в Петербурге под характерным названием «От марксизма к идеализму». Подвергнув анализу идеи Маркса о конечных судьбах человечества — прежде всего идею прогресса и Zukunftstaafа (государства будущего), Б. пришел к убеждению о невозможности социологического обоснования глобальных закономерностей общественного развития. В самой попытке установить такого рода закономерности он усмотрел элементы утопизма и «богоборчества», причем последнее он считал основным движущим мотивом марксизма и вообще социализма. Что касается перспектив развития капитализма в России, то, не отрицая таковых, Б. подчеркивал, что и капиталистическая Россия должна для сохранения своей национальной специфики остаться страной по преимуществу аграрной и крестьянской.
Для Б. марксизм оказался «кратковременной болезнью роста». Он приходит к выводу, что идеализм в отличие от экономического материализма является более прочным фундаментом для разработки прогрессивной общественной программы.
В августе 1903 Б. принял участие в нелегальном съезде, на котором было положено начало «Союзу освобождения» (будущему ядру партии кадетов), с 1904 вместе с Н.А.
Бердяевым редактирует журнал «Новый путь», а затем «Вопросы жизни».Революция 1905 привела его к окончательному разочарованию в идеях марксизма и социализма (хотя относительную правоту последнего он никогда не отрицал, считая социализм как бы социально-политическим «минимумом» христианской политики). В 1906 Б. участвовал в создании Союза христианской политики, а в 1907 был избран депутатом во 2-ю Государственную думу от Орловской губернии как беспартийный «христианский социалист».
В 1906 Б. переезжает в Москву, где становится приват-доцентом Московского университета, а в 1907 — и профессором политической эконо-
мии Московского коммерческого института. Начиная с 1907 в творчестве Б. заметно возрастает и затем начинает преобладать религиозно-философская проблематика. Б. становится активным участником религиознофилософских собраний.
В 1909 он принял участие в сборнике «Вехи» (статья «Героизм и подвижничество»). В 1911 в религиозно-философском издательстве «Путь», в организации и работе которого Б. играл заметную роль, выходит его сборник «Два града» (в 2 т.). Б. принимает участие в церковном соборе по выборам Патриарха Всея Руси. Вера не удаляет его от общественной деятельности; напротив, он пытается обосновать хозяйственную, культурную активность человека с религиозной точки зрения, ввести ее в христианскую концепцию развития мира. Ведь христианство — это не только нравственная проповедь, но и деятельность и творчество. По мнению Б., должны быть раскрыты «онтологические, космологические» стороны христианства, его мироустроительный смысл.
В 1912 публикуется «История экономических учений» Б. и его монография «Философия хозяйства» (с подзаголовком «Часть первая. Мир как хозяйство»), в которой вся проблематика политической экономии и социальной философии марксизма подвергнута коренной переработке с позиций религиозной философии. Религиозно-философское мировоззрение, в котором утвердился Б., позволило ему подойти критически к сложившимся школам в политической экономии, игнорирующим личность.
«Но как только политическая экономия поворачивается лицом к конкретной исторической действительности и делает попытку понять ее не только как механизм, но как творчество, тогда выясняется и значение личности как творческого начала не только истории, но и хозяйства», — утверждает Б. Он проанализировал противоречия экономического материализма. Главное противоречие в том, что человек здесь изображается как объект необходимости, «как камень, как всякий физический предмет», поэтому он не может бороться с необходимостью.Только ценой философской канонизации Маркса может быть утверждаема истинность экономического материализма, считает Б. Чтобы уйти от узкого экономизма, нужно быть религиозным человеком — такова фундаментальная идея Б.
В том же году Б. защитил ее как докторскую диссертацию. Публикуя первую часть «Философии хозяйства», издательство «Путь» объявило, что готовится к печати вторая ее часть — «Оправдание хозяйства (этика и эсхатология)», но в ходе работы замысел этот существенно изменился, и в итоге в 1917 Б. издал книгу «Свет невечерний. Созерцания и умозрения», которую считал фактическим продолжением и завершением «Философии хозяйства».
В книге «Философия хозяйства» (1912) Б. подвергает критике экономический материализм (экономизм) как узкий взгляд на жизнь с позиции прежде всего хозяйственного процесса. Считает, что необходим широкий философский взгляд на хозяйство. «Хозяйство, — говорит Б., — есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и рас-
ширения жизни, покорения и очеловечивания природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм».
Признак хозяйства — трудовое воспроизведение или завоевание жизненных благ, материальных или духовных, в противоположность даровому их получению.
Б. рассматривает взаимосвязь производства и потребления в хозяйственном круговороте, их функции.
Потребление — элемент мироздания, обмена веществ и их кругооборот. «Только потому, что вся вселенная есть живое тело, возможно возникновение жизни, ее питание и размножение», — говорит Б.
Анализируя производство, ученый приходит к философской идее тождества субъекта и объекта, считает, что политэкономы сузили понятие труда до «производительного» труда, т.е. сосредоточили внимание на одной, объективной, стороне труда, однако оставили без внимания его значение в качестве моста между субъектом и объектом.Хозяйствование, полагает Б., есть процесс общественный, развивающийся в истории. На разных этапах хозяйство приобретает различные конкретные формы организации: натуральное, меновое, народное, мировое хозяйство.
Хозяйствование есть творческая деятельность человека над природой. «А каков источник творчества?» — спрашивает Б. И отвечает: «Творчество требует двух условий — свободы изволения и свободы исполнения. Человек творит не из ничего, а из созданного уже мира. В нем он может отпечатлевать свои идеи, воплощать свои образы».
Б. уделяет пристальное внимание роли науки в развитии хозяйства. Наука есть общественный трудовой процесс, направленный к производству идеальных ценностей — знаний, по разным причинам нужных или полезных для человека», — говорит он и раскрывает цели, задачи и хозяйственную природу науки. «Наука есть функция жизни, она родится в трудовом процессе».
Научное отношение к миру, по Б., есть отношение к миру как к механизму. Наука вырезает из живого организма природы куски действительности, а затем их складывает уже в мертвую природу. Создается предрассудок, будто научное отношение к действительности и есть самое глубокое и подлинное.
Далее Б. рассматривает хозяйство как синтез свободы и необходимости, входящих в его сущность и фундамент.
Свобода формирует дух хозяйства, так как она есть общая основа творческого процесса; необходимость же определяет рамки этого процесса и, значит, предопределяет свободу, направляет ее путь. Хозяйственный процесс, считает Б., имеет свою социальную форму. Социальная жизнь сложна, а социальные науки, используя абстракции, упрощают ее, останавливают внимание на одной какой-то стороне, отбрасывают все остальное.
Необходимо изучать живое целое социальной жизни.«Философия хозяйства» является своеобразным итогом всего предыдущего периода философского развития Б., предельной точкой эволюции его мировоззрения в рамках религиозной философии. Дальнейший шаг этой эволюции — принятие сана священника летом 1918 (чему предшествовало активное и плодотворное участие Б. в работе Всероссийского Поместного собора, восстановившего патриаршество) — был для него вполне последователен и естествен. В 1918 Б. уехал из Москвы в Крым, где находилась его семья и откуда он в конце 1922 был выслан в Турцию по решению Советского правительства. В Крыму Б. преподавал политическую экономию и богословие в Симферопольском университете, служил протоиереем в Ялтинском соборе. Здесь же он написал ряд философских трудов, изданных уже после его смерти: «Философия имени», «Трагедия философии» и др.
Значительное место в философском наследии Б. занимают также статьи, посвященные анализу творчества русских мыслителей и писателей В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина и др. С мая 1923 до лета 1925 Б. был профессором церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института в Праге и затем окончательно обосновался в Париже, где в 1925 учредил Православный богословский институт. Почти 20 лет, до самой смерти, о. Сергий был преподавателем богословия и деканом этого института.
В 1925—1938 Б. совершил ряд поездок по странам Европы и Америки. Богословское наследие о. Сергия весьма обширно: «Св. Петр и Иоанн», «Купина неопалимая», «Апокалипсис Иоанна», «Православие», трилогия — «Агнец Божий», «Невеста Агнца», «Утешитель» и др. Правда, и как богослов Б. весьма философичен и даже «социологичен», о чем свидетельствуют такие его статьи, как «Душа социализма» (Новый град. 1931. № 1; 1932. № 3; 1933. № 7), «Нации и человечество» (Там же, 1933, № 8), «Православие и социализм» (Путь. 1934. № 20), небольшая брошюра «Христианская социология» (Париж, 1927) и опубликованная посмертно книга «Христианство и еврейский вопрос».
Последние годы жизни Б. сложились трудно. В 1939 ему сделали операцию (рак горла). И в том же году началась война. В оккупированном Париже о. Сергий пишет книгу «Расизм и христианство» (1942), противопоставляя в ней принципу расы принцип личности, уникальности каждой человеческой жизни. Умер Б. от инсульта. Бердяев в своей книге «Русская идея» назвал Б. центральной фигурой русского религиозно-философского ренессанса, подчеркнув его устремленность к идее Богочеловечества, к новой религиозной эпохе, веру «в божественное начало в человеке».