ВЕБЕР Макс
ВЕБЕР (Weber) Макс (21 апреля 1864 — 14 июня 1920) — немецкий социолог, философ, историк, экономист.
На протяжении долгого времени его работы считались серьезной альтернативой марксизму. Старший брат Альфреда Вебера — также известного немецкого экономиста и социолога. Родители — Макс Вебер (1836—1897) и Элена Вебер (1844—1919), урожденная Фалленштайн. В 1892—1894 приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894—1896 — профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 — в Гейдельбергском, с 1919 — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 профессор национальной экономии в Вене. В 1919 — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.Значительное место в исследованиях В. занимают методологические проблемы. Особое внимание уделено принципу рациональности, который В. считал определяющей чертой современной европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений. Государства, в которых действует принцип рациональности, подчиняются не личностям, а законам.
Центральное место в веберовских исследованиях занимают работы по социологии религии. По сути, В. представил свою теорию формирования «духа капитализма». Подробное описание данной теории, ее разработки изложены в книгах «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйственная этика мировых религий» (1919).
Эти работы В. были посвящены влиянию религиозной морали на экономику. В своих трудах В. утверждал, что протестантизм провозгласил добродетелью трудовой аскетический образ жизни. Под влиянием протестантской этики сложился новый тип делового человека, основными чертами которого стали предприимчивость, бережливость, умеренность в потреблении, скромность, честность, порядочность.
Так формировался «дух капитализма», т.е. уважительное отношение к капиталу, стремление достичь успеха на основе кропотливого труда, а не захвата чужого богатства.
Кроме того, В. дал глубокий и всесторонний анализ бюрократии, выдвинув идею о ее всесилии. В своих работах В. рассматривал общество как совокупность свободных индивидов, не отводя при этом государству главенствующей роли. Он придерживался мысли, что с развитием капитализма личность все более обособляется от государства. Происходит отчуждение политики от народа и усиление власти бюрократии. Между тем В. считал необходимым сохранить регулирующую роль государства при устранении противоречий между индивидуальными и общественными интересами в экономике.
В исследовании В. бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности, т.е. имеет позитивную и негативную стороны. Он описывает форму или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Бюрократическая структура делает возможным, как считал В., высокий уровень учета результатов для руководства организации и для тех, кто связан с ней. Чтобы извлечь максимальную выгоду из бюрократической формы, В. полагал, что организация должна принять определенную стратегию развития, в том числе:
1. Все задания, необходимые для достижения целей, должны разделяться на высокоспециализированные виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.
2. Каждое задание должно выполняться в соответствии с «постоянной системой абстрактных правил» с целью гарантирования однородности и скоординированности различных заданий. Разумность такой практики состоит в том, что руководитель может устранить неопределенность при выполнении задания, связанную с индивидуальными различиями.
3. Каждый сотрудник или офис организации должен отвечать перед руководителем за свои действия или действия подчиненных. Власть руководителей основывается на экспертных знаниях и узаконивается тем, что делегируется с верхних уровней иерархии управления.
Таким образом создается цепь команд.4. Каждое официальное лицо в организации должно вести дела своего офиса безлично и формально. Оно должно поддерживать социальную дистанцию между собой и подчиненными, а также клиентами. Цель такой практики — гарантировать невмешательство отдельных личностей в продуктивное выполнение целей офиса, отсутствие фаворитизма, служебных отношений, основанных на личной дружбе или знакомстве.
5. Наем на работу в бюрократическую организацию должен основываться на технической квалификации работника и предусматривать защиту от произвольного увольнения. Соответственно, продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях. Наем в организацию должен рассматриваться как карьера работника на протяжении всей жизни, что предполагает высокий уровень его преданности фирме.
Организация, достигающая такого уровня, приближается к бюрократии идеального типа. В настоящее время термин «бюрократия» используется преимущественно в негативном смысле, а разработанный В. идеальный тип бюрократической организации больше подходит к термину «администрирование».
Труды В., изданные на русском языке: «Аграрная история древнего мира» (М., 1923); «Исследования по методологии наук» (М.: ИНИОН, 1980).
Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990.
Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. М.: ИНИОН, 1991.
Избранное. Образ общества: Пер. с нем. — М.: Юрист, 1994.
История хозяйства: Город. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001.
Аграрная история Древнего мира. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001.
История хозяйства: Город. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001.
Политические работы, 1895—1919 = Gesammelte Politische Schriften, 1895—1919 / Пер. с нем. Б.М. Скуратова; послесл. Т.А. Дмитриевой. М.: Праксис, 2003.
Протестантская этика и дух капитализма. М., 2003.
Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л.Г. Ионина. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007.
М. Вебер и В. Зомбарт: единство и различия в интерпретациях генезиса и эволюции капитализма; Избранные произведения. Предварительные замечания; Протестанская этика и дух капитализма; История хозяйства (в издании Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков в 5 т. / Рук. работы Г.Г. Фетисов; Моск. гос. ун-т им. Ломоносова. М.: Мысль, 2004. Т.3: Эпоха социальных переломов / Ред. А.Г. Худокормов. 2005).