Задать вопрос юристу

Типические системы философии (Научное мировоззрение и философия)  

Публикация по единственному изданию: ВФП 1906. Кн. 83. С. 262-293.
С. 334. Положим, мы видим материалиста, который, признав за веществом чисто внешние свойства (...) еще со времен Гоббса (...) подвергает полному сомнению принадлежность этих внешних свойств веществу в нем самом, начинает говорить о непостижимости внутренней сущности материального, высказывает даже предположение о внутренней одушевленности всех вещественных элементов.
— Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ-материалист. См.: Основ философии часть первая. О теле. Разд. второй. Первая философия. — Гоббс Т. Соч. в 2 тт. Т. 1. М., 1989. С. 138-164; Разд. четвертый. Физика, или о явлениях природы. — Там же. С. 191-207.
Спиноза (...) настаивая на единстве Божественной субстанции, приписывать ей, однако, такие атрибуты, которые совсем исключают друг друга и образуют два ничем не связанные и никакого взаимодействия не допускающие независимые мира ... — Божественной субстанции Спиноза приписывал атрибуты протяжения и мышления. См.: Этика. Ч. 2. Теоремы 1, 2. — Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. С. 404.
С. 344. у некоторых ближайших последователей его монадологизм приобретает обоснование пантеистическое ... — Например, у Готхольда Эфраима Лессинга (1729-81), который рассматривал историю религий как процесс развития человеческого разума и считал Бога не абсолютно непостижимым, но пока еще не постигнутым. В частности, Лессинг не соглашался с Лейбницем, считавшим Троицу и Богочеловечество непостижимыми тайнами, и полагал, что они доступны разуму. Лессинг считал, что тварное сущее есть не часть Божественного сущего, а Его полное откровение. По мнению Лессинга, Бог создает все то, что Он мыслит: мысля самого себя, т.е. мысля совершеннейшее существо, Бог вместе с тем творит ряд несовершенных существ. Лессинг признавал Божественный разум всеобъемлющим и усматривал действительность вещей в Боге. (В очерке «О действительности вещей вне Бога», обращенном к М. Мендельсону, Лессинг высказывает мысль о том, что идеи Бога о действительных вещах суть сами действительные вещи.) Известен спор между Ф.Г. Якоби и М. Мендельсоном о спинозизме Лессинга (1783-85).
... то же самое приходится сказать о проповедниках мо- надологического взгляда в эпоху позднейшего немецкого идеализма (напр., у Лотце). — О Лотце см.
прим. к с.45.
... Лейбниц может быть охарактеризован как субъективный идеалист в учении о восприятии пространства и времени и о подлинной природе материальных вещей ... — Сущность пространства и времени подробно рассматривается Лейбницем в письмах к английскому пастору, последователю Ньютона С. Кларку. Лейбниц утверждает: «Я (...) считаю пространство, также, как и время, чем-то чисто относительным: пространство — порядком сосуществований, а время — порядком последовательностей» (См.: Лейбниц Г.В. Соч. в 4 тт. Т. 1. М., 1982. С. 441); «... пространство без тел, если его рассматривать как нечто реальное и абсолютное, было бы вечным, неизменным и независимым от Бога» (там же, с. 476). Подлинной природой материальных вещей, их субстанциальной формой является, согласно Лейбницу, монада. См. «Монадологию» Лейбница (там же, с. 413-429).
С. 345. ... мы не имеем никаких действительных эмпирических данных, чтобы при объяснении реального пространства геометрическую систему Эвклида ... — Эвклид (Евклид) (ок. 340 или ок. 365 — ок. 287 или ок. 300 гг. до н.э.) математик эпохи эллинизма, в 310 — 280 гг. до н.э. жил в Александрии; автор «Начал», в которых оформил в логически завершенную дедуктивную систему достижения математики того времени; разработал систему аксиом и постулатов, показавшую допустимость методов построений в элементарной геометрии. Математики Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) и Георг Фридрих Бернхард Риман (182666) — создатели неевклидовых геометрий.
С. 346. Тит Лукреций Кар (ок. 99 — 55 гг. до н.э.) — римский поэт, философ, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей». В рус. пер.: М.-Л., 1946; Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ-материалист. Поль Анри Гольбах (1723-1789) — французский философ- материалист, участник «Энциклопедии»; автор соч. «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (тт. 1-2, 1770, рус. пер. — М., 1924). Немецкие материалисты 50-х — 60-х гг. 19 в. — широко известные в Германии, а также в России К. Фогт, JI. Бюх- нер, Я. Молешотт. Их сочинения неоднократно издавались в русских переводах.
С. 355. ... слова покойного кн. С.Н. Трубецкого — См. прим. к с. 125. Приведенную Лопатиным цитату см.: Трубецкой С.Н. Основания идеализма. — ВФП. 1896. Кн. 31. С. 96.
 
<< | >>
Источник: Л.М. Лопатин. Аксиомы философии. Избранные статьи. - М.: "Российская политическая энциклопедия",1996. - 560 с.. 1996

Еще по теме Типические системы философии (Научное мировоззрение и философия)  :

  1.   ТИПИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ФИЛОСОФИИ (Научное мировоззрение и философия)  
  2.   НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ (По поводу статьи проф. В.И.Вернадского «О научном мировоззрении»)  
  3. Научное мировоззрение и философия  
  4. Аксиомы философии (Научное мировоззрение и философия)  
  5. Глава 4. Мировоззрение, категории философии и научная картина мира
  6. Глава 4. Мировоззрение, категории философии и научная картина мира
  7. Соотношение социологии и социальной философии как диалог научных мировоззрений
  8. § 1. Философия как специфическая форма общественного . сознания. Философия и мировоззрение
  9. 1. Происхождение философии. (Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)
  10. 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  11. Всякая философия — это мировоззрение
  12. 1.7.ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  13. Философия и мировоззрение