Задать вопрос юристу

Спиритуализм как монистическая система философии  

Публикация по единственному изданию: ВФП. 1912. Кн. 115. С. 435-471.
С. 357. «Типические системы философии» (стр. 277-278).
  • См. наст, изд., с. 342-343.

...
(там же, стр. 290-292) — См. наст, изд., с. 353-355.
С. 359. «Типические системы философии», стр. 270-272, 275-276. — См. наст, изд., с. 336-338, 340-342.
имманентный механическому материализму дуализм непроницаемого вещества и пустого пространства (Пол. зад. фил., стр. ) — См.: ПЗФ. Ч. I. Изд. 1. С. 100-126 (Метафизические противоречия материализма).
С. 359-360. Спиноза в своем настойчивом отрицании всякой аналогии между мышлением человеческим и Божественным, а в особенности в своем учении о бесконечном множестве абсолютно непостижимых для нас атрибутов единой субстанции ... — Этика. Ч. I. Теор. 31; Ч. I. Теор. 911.
Шеллинг в некоторых положениях своей философии тожества. — Философия тождества — один из этапов философствования Ф.В.Й. Шеллинга — примерно 1801 — 1804 гг., когда он полагал, что абсолютное есть тождество субъективного (Я, или интеллигенции) и объективного (природы). Абсолют рассматривался им как неразличенность духа и природы, как ничто — возможность всех определений, полное развертывание которого есть Вселенная. Основное произведение этого периода творчества Шеллинга
  • диалог «Бруно, или О божественном и природном начале вещей» (1801-02, перв. рус. пер.: Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы. Бруно, или О божественном и естественном на- чале вещей. СПб., 1906). Новый рус. пер. см.: Шеллинг Ф.В.Й. Соч. в 2 тт. Т. 1. М., 1987. С. 490-588.

С. 360. те представители реалистического монизма последнего времени ... — Монизма в представлениях о соотношении психического и физического придерживались, напр., Г. Фехнер, И. Тэн, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бэн, Ф. Паульсен, Ф. Иодль, Г. Геффдинг и др.
С. 362.... Дж Беркли и Артур Кольер пришли к совершенно одинаковому взгляду на мир... — Артур Кольер (Колиер, 16801732) — английский священник, автор сочинения «Clavis universalis, или новое исследование истины».
Кольер говорил, что пришел к взглядам, выраженным в этом трактате, уже в 1703 г. (то есть до появления сочинений Беркли) и впервые изложил их в неопубликованной статье 1708 г. В первой части «Clavis universalis» Кольер отвергал существование видимого мира, во второй — существование невидимого мира, независимо от того, познаваемы они или непознаваемы. См. также прим. к с. 278.
В XIXстолетии было довольно обычным и распространенным явлением провозглашать философию Спинозы высшим откровением истины — В отличие от мнений об атейстичности и абсурдности философии Спинозы, распространенных в век Просвещения, когда, по выражению Лессинга, со Спинозой обходились как с мертвой собакой, в 19 в. разные стороны философии Спинозы со своих позиций высоко оценивали, напр., И.В. Гете, Ф. Шлейер- махер, Г. Гейне, Г.В.Ф. Гегель А. Шопенгауэр, Ф.В.И. Шеллинг, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. Пантеизм Спинозы высоко ценили немецкие романтики, в Англии — С.Т. Кольридж и П.Б. Шелли.
С. 364. История картезианской школы представляет классический образец бесплодности самых изощренных усилий построить законченное миросозерцание на почве дуалистической метафизики. — Лопатин имеет в виду картезианцев
  • сторонников теории окказионализма (см. прим. к с. 181 и 250), а также Спинозу.

С. 369. Ср. «Типич. системы философии», стр. 290-292.
  • См. наст, изд., с. 353-355.

С. 371.... на статью «Типические системы философии» (стр. 280-293). — См. наст, изд., с. 344-355.
С. 375. Это миропонимание у Лейбница облеклось в форму монадологии. — См. прим. к с. 34.
С. 376. ... Лейбниц настаивал, что чувственно наблюдае- мьш мир есть phaenomenon bene fiindatum. — Хорошо обоснованное явление, хорошо обоснованный феномен (лат). Это выражение неоднократно встречается в письмах Лейбница; в рус. пер. см. Приложение к письму Лейбница Н. Ремону от июля 1714 г. — Лейбниц Г.В. Соч. в 4 тт. Т. 1. С. 539-540.
 
<< | >>
Источник: Л.М. Лопатин. Аксиомы философии. Избранные статьи. - М.: "Российская политическая энциклопедия",1996. - 560 с.. 1996

Еще по теме Спиритуализм как монистическая система философии  :

  1.   СПИРИТУАЛИЗМ КАК МОНИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ[141]  
  2. Философия конкретного спиритуализма
  3. Философия как система делится
  4. Монистический метод (метафизика).
  5. Монистический метод (метафизика).
  6. СПИРИТУАЛИЗМ
  7. «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОНИСТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ»
  8. КОНКРЕТНЫЙ СПИРИТУАЛИЗМ Л. М. ЛОПАТИНА
  9. Имматериализм, или спиритуализм
  10. Интерес к разуму в арабо-исламской философии, разработанность концепции рационального знания, учения логики как способа достижения истины, вера в безграничные способности разума. Онтологические основания рационализма в арабо-исламской философии. Рационализм арабо-исламской философии как один из типов рационализма (в сопоставлении с рационалистическими тенденциями в индийской и китайской культурах). Рационализм критический и догматический. Значение мистической философии в развитии рационализма.
  11. ИММАТЕРИАЛИЗМ, ИЛИ СПИРИТУАЛИЗМ (метафизика).
  12. § 1. Философия как специфическая форма общественного . сознания. Философия и мировоззрение
  13. Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи