Неотложные задачи современной мысли
Имеется отдельный оттиск из указанного издания. Речь была опубликована также в: ВФП. 1917. Кн. 136. Текст здесь воспроизведен без изменений, если не считать нескольких исправленных опечаток, в настоящем издании учтенных.
Характеристика и критика «современного философского мировоззрения» содержится также в статье Лопатина «Настоящее и будущее философии» (ВФП. 1910. Кн. 103; см. также: Философские характеристики... С. 87-119).
С. 396. «Критика чистого разума» Канта ... — Главное эпистемологическое сочинение И. Канта (1781). См. рус. пер. Н.О. Лосского: Кант И. Соч. в 6 тт. Т. 3. М., 1964.
Борьба с психологизмом... — Психологизм — философская установка, допускающая возможность объяснения человеческого сознания и познания исходя из функционирования психики и на основании психологических законов. Сторонники психологизма стремятся избежать релятивизации истины и скептицизма, как правило, посредством предположения о том, что познавательная деятельность может протекать независимо от воли и чувства (а значит, психологические законы познания могут быть установлены исходя исключительно из мышления, независимо от других факторов) и что психологические законы познания и мышления у всех психически нормальных индивидов одинаковы (то есть общезначимы). Однако сторонники антипсихологизма (в частности, неокантианцы и, особен- но, феноменологи начиная с Э. Гуссерля) признавали эти доводы неубедительными и выступали против психологизма как релятивистско -натуралистического объяснения логических законов и смыслообразующей деятельности сознания.
Кроме того, антипсихологисты полагали, что задача теории познания (в отличие от психологии) состоит не в том, чтобы показать происхождение нашего познания, но в том, чтобы показать структуру познания, связь законов, ведущих человеческое мышление к истине. В России сочинения приверженцев антипсихологизма публиковались главным образом в журнале «Логос» и сборниках «Новые идеи в философии». Классическое выражение антипсихологической установки см. в: Гуссерль Э. Логические исследования. 1900-1901. Тт. 1, 2 (в рус. пер.: Логические исследования. Т. 1. Пролегомены к чистой логике. СПб, 1909; Т. 2. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. Исследование V. Об интенциональных переживаниях и их «содержаниях». — Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988; Его же. Философия как строгая наука. — Логос. М, 1911. Кн. 1).С. 413. reductio ad absurdum —- сведение к абсурду (лат.).
С. 423. Примкнуть ли к учению Соловьева... — См.: Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. Чтения восьмое, девятое и десятое. — Соловьев В. С. Соч. в 2 тт. М, 1989. Т. 2. С. 112152.
... стройное и законченное воззрение Оригена?— Излагаемое далее Лопатиным учение было развито христианским теологом и философом Оригеном (ок. 185 — 253 или 254) в сочинении «О началах» (рус. пер.: Творения Оригена. Вып. 1. — О началах. Казань, 1899). Переизд.: Самара, 1993.
С. 424. ... как учил Берклей... — См. прим. к с. 278.
С. 434. ... сам Кант твердо верил в бессмертие — См. прим. к с. 115.
С. 443. Странный принцип Давида Юма (...) все сверхъестественное и чудесное должно быть отвергнуто... — Юм Д. Исследование о человеческом познании (гл. X «О чудесах»). — Юм Д. Соч. в 2 тт. Т. 2. М, 1965. С. 109-135.
С. 444. Лет пятьдесят назад многочисленные рассказы о явлениях умерших близким людям в момент своей смерти... — В 1848 г. в США своим умением вступать в общение с духами умерших посредством стука прославились сестры Фокс (штат Нью-Йорк).
Этот факт знаменовал начало распространения спиритизма, сторонники которого верят в существование души после смерти тела, в возможность проявлений духов в физическом мире и общения с духами умерших. В 1852 г. благодаря деятельности медиума Гайде- на о спиритизме узнали в Европе. Первые спиритические сеансы, проведенные в начале 1870-х гг. в России известным медиумом Юмом, привлекли общественное внимание. Среди наиболее активных сторонников спиритизма оказались А.Н. Аксаков, знаменитый химик профессор A.M. Бутлеров (1828-86) и профессор зоологии Н.П. Вагнер (18291907). С целью изучения спиритических явлений и медиумизма были созданы многочисленные научные общества (наиболее известное из них — Лондонское Общество для изучения психических явлений (под председательством известного философа профессора Г. Сиджвика; основано в 1882)); в ВФП была напечатана анкета, составленная этим Обществом (см. кн. 4). После сеансов, проведенных медиумом Бреднером (1874, Санкт- Петербург), разгорелись споры об их результатах. В 1875 г. Д.И. Менделеев обратился к физическому обществу при Петербургском университете с предложением о создании комиссии для изучения медиумических явлений. В своей «Записке» он отмечал: «Пришло время обратить внимание на распространение занятий спиритическими явлениями в семейных кружках и среди некоторых ученых. Занятия столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, вызовом человеческих фигур посредством медиумов грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят вышеупомянутые явления» (Вестник Европы. 1875. № 6. С. 916). В начале мая 1875 г. такая комиссия была создана (под председательством Ф.Ф. Эвальда). Деятельность комиссии продолжалась с сентября 1875 по май 1876 г. Проводились спиритические сеансы с участием доставленных из-за границы известных медиумов. Комиссия пришла к заключению, что спиритизм есть суеверие. Спиритизмом интересовался друг Л.М. Лопатина B.C. Соловьев (см.: Лукьянов С.М. О Вл.С. Соловьеве в его молодые годы. Кн. З (I). Пг., 1921. С. 106-111, 115, 136-138. — Репринт: М.: Книга, 1990). О лопатинском увлечении спиритизмом см.: Корелина Н.П. За пятьдесят лет. — Вопросы философии. 1993. № 11. С. 116. Спиритическим явлениям было посвящено огромное количество публи- каций — как журнальных, так и книжных; см., напр.: Аксаков А.Н. Спиритизм и наука. Опытное иследование над психическою силою Вильяма Крукса. СПб., 1871; Его же. Памятник научного предубеждения. СПб., 1883; Его же. Анимизм и спиритизм. Тт. 1-2. СПб., 1893; Бутлеров A.M. Статьи по медиумизму. СПб., 1889 (сборник статей разных лет, опубл. в русских журналах); Гартман Э. Спиритизм. СПб., 1878; Карпентер. Основания физиологии ума. СПб., 1877; Его же. Месмеризм, одилизм, столоверчение и спиритизм. СПб., 1878; Менделеев Д.И. Материалы для суждений о спиритизме. СПб., 1876 (помещены материалы, собранные комиссией, см. выше); Страхов Н.Н. О вечных истинах (мой спор о спиритизме). СПб., 1887; Wundt W. Der Spiritismus. Leipzig., 1879; Цертелев Д.Н. Спиритизм с точки зрения философии. Медиумизм и границы возможного. СПб., 1885, а также в журналах: Шкляревский А. С. Что думать о спиритизме? — Вестник Европы. 1875. № 6, 7; Вагнер Н.П. Медиумизм. — Русский Вестник. 1875. № 10; О. Нечто о спиритах и спиритизме. — Гражданин. 1875. № 5 и мн. др.Но вот возникла теория телепатии — Телепатия — сообщение на расстоянии одним человеком другому мыслей и чувств без какого-либо видимого воздействия на органы чувств. Термин введен в употребление членами Лондонского Общества для изучения психических явлений Ф. Майерсом и Ф. Подмором (в кн. Phantasms of the Living, 1885; имеется сокращенный рус. пер.)[173]. Члены этого Общества главным образом собирали эмпирический материал, свидетельства очевидцев телепатических явлений. О телепатии см.: Петрово-Соловово М.М. Телепатия. — ВФП. 1892. Кн. 11, 12. Телепатические явления обсуждались и в философских сочинениях, см., напр.: Schiller F.C.S.
Studies in Humanism. (Ch. The Progress of Psychical Research.) L.- N.Y., 1907. Pp. 370-390.C. 448.... прагматисты указали важную истину: действительность пластична ... — Прагматизм — течение преимущественно в американской и английской философии, зародившееся в 70-х гг. 19 в. и получившее наибольшее распространение в первой четверти 20 в. Начало прагма- тизму положила статья Ч. Пирса «Как сделать наши идеи ясными?» (How to make our ideas clear? — Popular Science Monthly. 1878. № 1). Согласно прагматистам, философия должна не размышлять о первоначалах бытия и знания, но служить методом решения проблем, встающих перед человеком в конкретных жизненно-практических ситуациях. Представители прагматизма — Ч. Пирс, Д. Дьюи, У. Джемс, Ф.С. Шиллер, Дж.М. Болдуин и др. Приводимая Лопатиным «истина» была высказана Ф.С. Шиллером, см.: Schiller F.C.S. Studies in Humanism. (Ch. The Making of Reality.) L., N.Y., 1907. Pp. 427, 433, 444-445. Она была характерна для прагматизма, ср.: Джемс У. Прагматизм. СПб., 1910. Сс. 156-157. О прагматизме см.: Лапшин И.И. Философское значение психологических воззрений Джемса. СПб., 1896; Мокиевский П.В. Прагматизм в философии. — Русское Богатство. 1910. № 5, 6; Берман Я.А. Сущность прагматизма. М., 1911; Эбер. Прагматизм. СПб., 1911; Шемелин Н. Религиозно-философские воззрения В. Джемса. Харьков, 1911.
Вспоминая о зиме 1909-10 г., С.Л. Франк писал: «(...) я получил от Е.Н. Трубецкого и известной московской меценатки Маргариты Кирилловны Морозовой приглашение прочитать доклад в собиравшемся в ее особняке на Смоленском рынке философском кружке. Я прочел доклад о входившем в то время в моду англо-американском течении «прагматизма». (...) Я выступил с резкой принципиальной критикой этого учения, релятивирующего идею объективной истины, но встретил довольно дружный отпор со стороны многих москвичей (в том числе старика Л.М. Лопатина, в то время успевшего совсем забыть свою собственную очень замечательную метафизическую систему и восхищавшегося жизненностью идей Джемса)» (Франк С.Л. Биография П.Б. Струве. Нью-Йорк, 1956. С. 86-87). Вероятно, суждение Франка основывается на действительно серьезных различиях между философиями Лопатина и Джемса (прежде всего, Джемс, в отличие от Лопатина, не признавал существования единого субстрата душевной жизни, неизменного и вечного самотождественного я). Однако высокая оценка прагматизма не означала, что Лопатин полностью забыл собственную систему, поскольку, как и прагматисты, он подчеркивал творческий характер действительности и человеческой жизни. — Впоследствии СЛ. Франк опубликовал статью «Прагматизм как гносеологическое учение», в которой рассматривал, в частности, прагматис- тскую теорию истины (см.: Новые идеи в философии. Сб. 7. СПб., 1913).