<<
>>

КОНКРЕТНЫЙ СПИРИТУАЛИЗМ Л. М. ЛОПАТИНА


Среди течений идеалистической философии в России конца XIX - начала XX столетия значительное место занимал так называемый идеал-реализм - философия, утверждавшая реальность идеального не только в индивидуальном сознании человека, но и в самом мире.
«Конкретным идеал-реализмом» называл свою философскую систему Н. О. Лосский. Но еще в 90-х гг. XIX в. Л. М. Лопатин отмечал, что «в жизни нашего собственного духа мы имеем неистощимый материал для суждений, которые можно назвать идеально-реальными, потому что в них самоочевидным отношениям сознаваемых фактов отвечает их самоочевидная реальность». По мнению философа, «только потому мы можем знать о действительности нечто подлинное, что само наше сознание есть бесспорно подлинная действительность»[200] . По словам другого сторонника идеал-реальных воззрений С. Л. Франка, «русская философия в точном смысле слова возникает впервые в 80-х годах XIX века в той московской школе, одним из самых значительных представителей которой был Л. М. Лопатин». «Л. М. Лопатин, - продолжает Франк, - был образцом чистого философа-теоретика. В этом смысле Лопатин стоит в русской философии особняком. Занимает свое особое место и нашел своих продолжателей лишь в русских философах-систематиках XX века. Лопатин первый в России создал систему теоретической философии»[201].
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме КОНКРЕТНЫЙ СПИРИТУАЛИЗМ Л. М. ЛОПАТИНА:

  1.   ПРОФЕССОР ФИЛОСОФИИ  
  2. Явление и сущность в жизни сознания  
  3. Научное мировоззрение и философия  
  4. КОНКРЕТНЫЙ СПИРИТУАЛИЗМ Л. М. ЛОПАТИНА
  5. Жизненный путь философа
  6. О типологии философских направлений
  7. Философия конкретного спиритуализма
  8. Спиритуалистическое обоснование нравственной жизни
  9. 5. Критика атомизма
  10. ЛОПАТИН
  11. Примечания
  12. 22. Развитие российской психологии во 2-ой пол. XIX-начале XX века.