Аксиомы философии (Научное мировоззрение и философия)
С. 322. ... понятие субстанции и равносильное ему понятие сущности (ооага Аристотеля)... — Первая из категорий (понятий, обозначающих самые общие характеристики бытия) Аристотеля.
Аристотель выделяет первые сущности (отдельно существующие вещи) и вторые сущности (роды и виды — общее, невозможное без единичного).Первая сущность — то, что не сказывается ни о чем другом, но о чем сказывается все другое; она есть «определенное нечто», последний субстрат. Понятие сущности рассматривается в «Категориях» и «Метафизике».
Декарт признал субстанцией только то, что для своего бытия не нуждается ни в чьей помощи. Лишь в несобственном и неточном значении соглашается он называть субстанциями тела и души, которые для своего существования нуждаются только в Боге. — См., напр.: Первоначала философии. §§ 51, 52. - Декарт Р. Соч. в 2 тт. Т. 1. М., 1989. С. 334-335.
С. 323. Для внимательного читателя «Этики» Спинозы... — «Этика» — главное сочинение Бенедикта Спинозы (16621675, опубликовано посмертно). Полное название: «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей, в которых трактуется: I. О боге II. О природе и происхождении души III. О происхождении и природе аффектов IV. О человеческом рабстве или о силах аффектов V. О могуществе разума или о человеческой свободе». См: Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М., 1957.
споры, возникшие в Московском Психологическом обществе, а отчасти и в текущей литературе, по поводу моих психологических статей ... — Лопатин имеет в виду прения по его рефератам «Явление и сущность в жизни сознания» и «Понятие о душе по данным внутреннего опыта» (ВФП. Кн. 31 и 34), а также статью B.C. Соловьева «Первое начало теоретической философии» (ВФП. Кн. 40) и собственный ответ на последнюю — «Вопрос о реальном единстве сознания» (ВФП. Кн. 49, 50).
18 — 3841