<<
>>

Этика экологической ответственности.

Мы отличаемся от животных тем, что мы - нравственные существа; только благодаря моральному сознанию мы становимся людьми. Во всем остальном мы подчиняемся силе природы. Бессмысленно, например, винить волков за то, что они убивают мелких животных, ибо они делают это бессознательно.
Хищные животные не могут поступать по-другому, так как они следуют зову инстинкта и у них практически нет выбора. Только человек имеет свободу выбора. Человечество - единственный род на планете, обладающий коллективным разумом и моральной ответственностью за все сущее на земле. Мы обязаны защищать все живые существа, если им угрожает опасность. По данным X.

Ролстона, 98% видов, обитающих на земле, относятся к исчезающим видам (244. Р. 124). Эти виды не могут защитить себя, и человек обязан проявлять заботу о них. Но парадоксальность ситуации заключается в том, что ни один вид на земле не истреблял другие формы жизни так, как человеческий род. Жизнь на Земле - это взаимодействие многих видов. Люди должны пересмотреть свои ценности и осознать свои обязанности по отношению к биосфере. Ненормально, когда человек принимает себя за абсолютную ценность и относится ко всему на планете с точки зрения собственного живота или собственной выгоды. Мы должны понять, что моральная забота о природе - это забота о собственном благополучии. «Экология раскрывает новое человеческое Я, - пишет П. Шепард, - расширенное и облагороженное, свободное от опасений за себя; оно принадлежит ландшафту как его часть, ибо красота и сложность природы - это продолжение нас самих» (254. Р.2). Как говорят буддисты, мир - это мое тело. Следовательно, сокращать биоразнообразие - значит ампутировать что-то у человека (как вида).

Мораль современного человека зиждется на технократической предпосылке, что мир создан для человека; она преувеличивает значение свободы человека и культивирует эгоизм человеческого рода по отношению к природе.

Экологическая этика предлагает другую парадигму поведения - образ жизни, продиктованный планетарным альтруизмом и заботой о благе биотического сообщества в целом. Еще Чарльз Дарвин в своей работе «Происхождение человека» отмечал, что в ходе эволюции уровень нравственности человека возрастает все выше и выше. В начале у каждого преобладает эгоистический интерес. Затем по мере нравственного развития человека, происходит расширение сферы охвата окружающей среды, на которую направлены его симпатии: вначале это семья и род, затем все члены одной нации; далее «его симпатии распространяются вширь - он заботится уже о людях разных рас, о слабоумных, увечных и других бесполезных членах общества и, наконец, о низших животных» (190. Р. 125).

Мы рассматриваем этику экологической ответственности как этику нового тысячелетия. На Земле обитают миллионы

видов животных, но только человеческий род несет моральную ответственность за устойчивое будущее Земли. «Всеобщая ответственность, - пишет Далай-лама XIV, - это настоящий путь к выживанию человечества. Это лучшая основа для мира на земле, разумного использования природных ресурсов и должной заботы об окружающей среде ради грядущих поколений» (43. С. 19). Ганс Ионас распространяет концепцию ответственности на бытие грядущих вещей. Он выдвигает следующий императив ответственности: «Действуй так, чтобы эффекты твоего действия не разрушали основы и будущую возможность жизни на Земле» (213. Р.36).

На Всемирном Саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан говорил: «Все надежды Организации Объединенных Наций, всего человечества воплощены в одном слове - и это слово: ответственность» (263. Р.З). Мы - часть биотического сообщества, но часть разумная; и в этом смысле мы несем главную ответственность за устойчивое будущее, за состояние планеты Земля. XXI век может стать еще более жестоким веком - веком глобального конфликта человека с природой, если ничего не предпринимать. Чтобы предотвратить угрозу уничтожения жизни на земле, необходимо отказаться от истребительно-жадного человеческого эгоизма; жить и действовать по принципам этики экологической ответственности.

<< | >>
Источник: Мантатова Л.В.. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. - Улан-Удэ: издательство ВСГТУ,2004. - 242 с.. 2004

Еще по теме Этика экологической ответственности.:

  1. 100. Экологическая политика государства. Экологическое государство.
  2. Противоречие между этикой и бизнесом
  3. КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ОУР) КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ "ШКОЛА-ВУЗ"
  4. ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  5. Уровень персональной ответственности
  6. 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
  7. Этика экологической ответственности.
  8. Этика сострадания.
  9. Экологический кризис и экологическое сознание
  10. IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ЭТИКА"
  11. Ценности науки и проблема социальной ответственности
  12. Философские аспекты экологического кризиса: виновны ли эпоха Нового времени или христианство в экологическом кризисе?
  13. Экологическая этика
  14. 5. Экологическая проблема в современном мире