<<
>>

Феномен человека в истории философии.

  • Сущность человека.
  • От понятия человека к образу личности.
  • Деятельность как способ бытия человека.
  • Ответственность, социальная ориентированность и самоценность человека.
  • Человек и его духовное измерение.
  • Ключевые понятия

    Антропогенез — процесс формирования человека.

    Социогенез — процесс становления общества.

    Антропосоциогенез — единый процесс становления общества и формирования человека в условиях взаимосвязи и взаимодействия в системе общественных отношений.

    Гуманизм — система воззрений, признающих самоценность человека.

    Духовный мир человека — сотворенный человеком идеальный мир должного (желаемого), сосуществующий параллельно с действительным миром объективной реальности.

    Индивид — отдельно взятый человек в своей неповторимости, — синоним индивидуальности.

    Космос — философская характеристика мира как структурно организованного и упорядоченного целого.

    Культура — (от лат. cultura — возделывание, обработка, воспитание) — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в процессе и результатах труда, в системе общественных норм и учреждений, в мате

    риальных и духовных ценностях; в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

    Личность — человек с устойчивой системой социально значимых черт конкретного социального образования, характерный тип представителя данного общества.

    Микрокосмос и макрокосмос — малый и большой мир. Иными словами, человек и Вселенная.

    Ойкумена — заселенное пространство; единство, взаимосвязь и взаимодействие природных условий и человеческого фактора.

    Отчуждение — состояние деперсонификации человека и персонификации общественных отношений, превращение их во враждебную силу, господствующую над человеком.

    Парадигма — совокупность принципов (канон), обеспечивающих успешное решение проблемных ситуаций текущего момента.

    Права человека — признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах, выдвигать требования к другим лицам или социальным учреждениям, а также добиваться защиты своих интересов.

    Свобода — состояние человека, способность его действовать в соответствии со своими интересами и целями.

    Футурология — совокупность представлений о будущем человека и человечества.

    Назначение XVI главы состоит в том, чтобы заставить студента вспомнить историко-философскую часть учебного курса и реконструировать феномен человека в историко-философской традиции, что позволит затем раскрыть и сущность человека.

    Сделанные выводы двух первых параграфов являются предпосылкой перехода от понятия человека к образу личности.

    Рассмотрение деятельности в качестве способа бытия человека обеспечивает возможность понять и оценить меру ответственности человека, его социальную ориентированность и самоценность.

    Логическим завершением заявленной темы является духовное измерение человека, его духовный мир.

    1. Феномен человека в истории философии

    Специалисту в области философии науки Томасу Куну принадлежит концепция парадигмального развития науки. Есть некоторая «дисциплинарная матрица», обеспечивающая успешное решение наличных научных проблем известными методами и средствами. Что касается исключений, то они первоначально подтверждают правило, а затем взрывают и правило, и матрицу, обеспечивая переход к новой парадигме.

    Представляется, что эта закономерность присуща и философии, концепции которой обретают характер парадигмы космоцентризма, теоцентризма, антропоцентризма, рационализма, панрационализма, иррационализма. В каждой из указанных парадигм присутствовало рассмотрение феномена человека, но, как сказал бы английский философ Ф. Бэкон, проблема человека рассматривалась через призму идола (призрака) «пещеры» своего времени, демонстрируя, что человек — это «чело-века». И в каждую эпоху это «чело» уникально и неповторимо.

    В условиях Древней Индии оно ориентировано на достижение нирваны через отрешение от всего земного, на воссоединение «Ат- мана» (души) с «Брахманом» (космическим духовным началом).

    Традиционное общество Древнего Китая ориентирует человека на недеяние, которое лучше, чем деятельность без меры. Человек должен подчиниться потоку жизни, помня о том, что земля подчиняется законам Неба, а Небо подчиняется Дао как подлинному бытию мира. Из бытия мира все начинается и в него все возвращается, и человеку лучше следовать Дао, чем проявлять сомнительную активность.

    Древняя Греция порождает традицию космоцентризма, рассматривая человека и мир как единое целое. Человек — часть космоса, его микрокосмос. Правда, позже формируется тенденция к антропоцентризму. С софистов и Сократа формируется новая культура, настоятельно требующая самопознания человека, претендующего быть «мерой всех вещей».

    Новая культура ориентирует человека на познание и освоение мира с учетом человеческих потребностей, рассматривая человека как существо природное. Это существо человеческого детства. Оно проходит свою социализацию через культуру страха и стыда. В наиболее обобщенном виде это чувство представлено в греческом героическом эпосе.

    Боязнь стыда, страх показаться нелепым, определяла поведение древнего грека в обществе, нацеливала быть лучшим среди многих. Отсюда жажда к первенству, которая нашла свое выражение в расцвете театра, риторики, эристики; соревновании ораторов, в организации и проведении Олимпийских игр. Достигнутая победа в любом начинании всего лишь первый шаг к новому успеху.

    В эпоху средневековья место космоцентризма занимает теоцен- тризм. Эта парадигма отводит человеку роль посредника Бога на земле. Человек есть существо духовное, устремленное в потусторонний мир. Парадигма теоцентризма «культуре стыда» противопоставляет «культуру вины». Эта культура предполагает другую систему ценностей — суд совести, не зависящий от суда толпы. В рамках этой культуры индивид ориентируется не на общественное мнение, а на признание своей вины перед Богом, на свое покаяние.

    Не от общества, а от индивида зависит его перспектива: рай или ад. И в этом смысле Средневековье выше античности настолько, насколько юность выше детства.

    В эпоху Возрождения концепция антропоцентризма теснит те- оцентризм. Человек рассматривается в его земном предназначении. Он способен к самотворчеству. Способность к самотворче- ству и подражанию обеспечила эволюцию человека от природного состояния до существа с претензией выполнить особое предназначение в этом мире.

    Человек свободен в выборе своей участи в этом мире. Он может подняться до заоблачных высот или опуститься до скотского состояния. Человек выбирает и несет ответственность за этот выбор.

    В эпоху Реформации (XVI в. в Западной Европе) при рассмотрении проблемы человека усиливается внимание к его активности. Активность человека рассматривается как знак богоизбранности. Человек живет не для того, чтобы есть (в этом случае он ничем не отличается от животного), а для того, чтобы работать. Только в работе он может найти себя, выразить свою подлинную сущность, самоосуществиться.

    В эпоху Просвещения вера уступает место разуму. Опираясь на разум человек должен реализовать свои естественные права в этом мире. Но «пещерный» капитализм с его фетишизацией товара, денег и капитала привел человека к отчуждению от всего, всех и самого себя. И хотя капризы общества и коллизии человека еще впереди, немецкая классика логически обосновывает необходимость и целесообразность Бога. В противном случае хаос захлестнет мир, а человек потеряет себя. В этих условиях Бог выступает как «Абсолютная идея» и назначение человека немецкая классика видит в том, чтобы всемерно содействовать ее саморазвитию. В этом проявляется и целесообразность и необходимость активности человека, включая и его социальную активность.

    Л. Фейербах протестует против такой интерпретации отношения человека к Богу. С позиции антропологического материализма он объявляет Бога прообразом человека, а сущность последнего пытается рассматривать как производное природы.

    Критически преодолевая свои симпатии, К. Маркс (молодой Маркс был гегельянцем и фейербахианцем), усиливает антропологический материализм, наполняя его социальным содержанием. Человек рассматривается не как природное существо, а как социальное, как совокупность общественных отношений[104], как существо безликое и абстрактное.

    Такой вывод вполне соответствовал человеку товарного производства, где все покупается и все продается, где человека превращают в производительную силу, одномерное существо, функцию производства. Превращение человека в общественную функцию влечет за собой потерю человеческого. Последнее облегчает инверсию человека из цели в средство осуществления любого социального проекта.

    Ностальгия по человеческому нашла свое выражение в русской религиозной философии сродности, соборности и софийности. Чтобы обрести себя и иметь свое будущее, человек обязан постичь свою сродность с природой, обрести соборность (единство) с миром и проявить софийность (мудрость) в своих поступках. Только в этом случае он сможет поставить под сомнение схему Нового времени: «Человек человеку — волк» и реализовать формулу: «Человек человеку — Бог».

    Нетрадиционный взгляд на проблему человека просматривается и в западной философии. Его выразителем был С. Кьеркегор. Будучи неистовым борцом за чистоту и подлинность религии, выступая противником буржуазного самодовольного лицемерия и оппонентом гегелевской концепции абстрактной сущности человека, датский философ форме предпочел содержание, сущности человека — его существование. По Кьеркегору существование богаче сущности. Только в существовании раскрывается уникальность и неповторимость человеческой жизни.

    В философии экзистенциализма категория «существования» станет отправной точкой построения концепции о человеке, как самопроектирующемся существе. Человек сам выбирает и реализует проект своего бытия. Но с этим выбором связана тревога за правильность совершенного поступка. Человек испытывает бессилие из-за отсутствия точки опоры в этом противоречивом мире, переживает отчаяние от действий, не обеспечивающих надежду на осуществление своих желаний[105].

    Интересный поворот во взглядах на человеческую проблематику демонстрирует З. Фрейд. Его модель человека представляет собой структурно организованное единство «Я», «сверх-Я» и «Оно», где «Несчастное Я» вынуждено приспосабливаться, искать компромисс между стихийными влечениями и требованиями реальности, испытывая постоянную неудовлетворенность. Неофрейдизм оказался более оптимистичен, чем классический психоанализ. Конфликтной ситуации отчасти можно избежать, избрав смысл жизни с ориентацией на «быть»[106].

    Чтобы избежать схемы «или-или», человек должен сам обрести свой смысл. Это вдвойне необходимо, когда человек разорвал естественные связи с природой. Природа больше не диктует, что человек должен делать, а сам он не знает, что ему надо.

    Оригинальный подход к проблеме человека демонстрирует философская антропология М. Шелера и Г. Плеснера. С их точки зрения природа человека эксцентрическая. Человек потерял свою самость и в силу этого «приговорен» к вечному поиску самого себя[107].

    Развивая идеи философской антропологии, Э. Фромм отмечал, что поскольку человек вышел из мира природы, то ему в этот мир дорога уже закрыта. Остается двигаться только вперед, преодолевая неопределенность и храня надежду обрести гармонию с миром природы и миром общества, реализуя оптимальное отноше-

    ние в системе «микрокосмос и макрокосмос». А первый президент Римского клуба Аурелио Печчеи добавил: «...создавая условия постепенного и целенаправленного изменения природы человека, как предпосылки предотвращения глобальной экологической ка- тастрофы»109.

    Подводя итог историко-философского анализа феномена человека, можно сделать выводы:

    Во-первых, несмотря на усилия мыслителей различных исторических эпох, человек продолжает хранить свою загадку, инициируя множество версий по вопросам: откуда он и какова его сущность.

    Во-вторых, история человечества косвенно свидетельствует, что человек — существо пограничное. Он рожден природой, своим становлением он обязан обществу, а развитием — только себе.

    В-третьих, если человек эксцентричен по своей природе, то он, похоже, единственное существо, способное выйти за свои пределы, взглянуть на себя со стороны, осуществить самоанализ и отредактировать свое поведение, свое отношение к миру. Человек в состоянии оттолкнуться от реального сущего, спроектировать идеальное должное своего «Я» и осуществить этот проект в процессе своей жизнедеятельности, заявив о себе как субъект и объект, режиссер и актер, архитектор и судья.

    В-четвертых, человек заявляет о себе как существо вечной неудовлетворенности, что инициирует его проявления в самых различных ипостасях.

    В-пятых, наделенный разумом, человек единственное существо, способное осознать свое бытие как проблему. Он обязан ее осмыслить и решить, поскольку не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой, он должен восстановить эту гармонию на качественно ином уровне.

    В-шестых, как свидетельствует история человечества и история философии, быть человеком никогда не было легко.

    << | >>
    Источник: Кальной И. И.. Философия.              Учебное пособие.              - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - 448 с.. 2002

    Еще по теме Феномен человека в истории философии.:

    1.   КАРТЕЗИАНСТВО В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
    2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Э. ГУССЕРЛЯ - МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Ж.-П. САРТРА
    3. Отображение проблем насилия в истории философии. Насилие как война, смертное наказание и флагелляция
    4. 4. Парадигмы сознания в истории философии
    5. Феномен человека в истории философии.
    6. 6. Отчуждение человека и феномен «бегства от свободы»
    7. Немецкая классическая философия
    8. Философия «всеединства» B.C. Соловьева
    9. Тема 2.  Проблемы  истории  философии (5 часов)
    10. Тема 3. Человек как философская проблема (2 часа)
    11. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД И ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ
    12. Что такоеполитическая философия?