Г. В. Ф.Гегель
Оттолкнувшись от принципа тождества бытия и мышления, Гегель понятийную диалектику Канта, близкую Платону, опро&кинул в бытие. Он подошел к Канту, как Аристотель к Платону, вернув мир идей в объективную действительность, но представил их функционирование в соответствии с духом XIX в. как процесс. Идеи, по Гегелю, не только присутствуют в природе, как у Ари&стотеля; природа — инобытие идеи, и как таковая она тожде&ственна человеческим представлениям в их абсолютной истинно&сти. Аристотель мыслил познание как постепенное проникнове&ние в идею, так что «ум и предмет его — одно и то же»[137]. Аналогич&но тому, что сделал Аристотель по отношению к Платону, Гегель вывел «идеи» Канта из человеческого сознания в природу. Он тоже связал идеи с действительностью, но иным способом — не эмпи&рически, как Аристотель, а с формальной стороны. Познающий субъект Гегеля не только ищет идеи в природе посредством ее изучения, как предлагал Аристотель, а заранее исходит из того, что бытие тождественно мышлению человека.
Аристотель сформулировал законы формальной логики, Ге&гель — законы диалектики, которых у него тоже три. Аристотель ввел принцип развития, но результаты познания у него неизмен&ны, как и идеи. Гегель обосновал самодвижение в мире, чего не сделал Аристотель, предположивший первоначальный толчок извне. Подобно Спинозе, Гегель объяснил движение развитием субстанции (в этой роли у него выступает Абсолютная Идея).
Диалектика Гегеля противостоит метафизике Аристотеля.
Ари&стотель сформулировал законы мышления, познающего мир; Ге&гель — законы развития самого мира. Таких законов три — закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количествен- ных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Сам универсум рассматривается в виде триады — идея, природа, дух.Аристотель свел к минимуму находящееся вне реального мира, и таковым оказался у него только Бог — как перводвигатель. Ге&гель поместил перводвигатель внутрь действительности, предста&вив ее самодвижущейся. Таким образом, Гегель совершил синтез идей Аристотеля (а через него Платона) и Канта. В то же время Гегель писал, что нет ни одного положения Гераклита, которое он не включил бы в свою систему. По сути, его философия и есть переложенный на западный манер Гераклит, Логос которого мо&жет рассматриваться как предтеча идей Платона и Канта.
Величие философа заключается в глубине и широте его синте&за. Чем более разнородные вещи он соединяет и чем удачнее это делает, тем более ценна его работа. Кант пытался соединить агно&стицизм и науку, разум и чувство. Гегель предпринял попытку соединить мышление и бытие, диалектику и логику, конструируя диалектическую логику.
Из кантовских антиномий чистого разума Гегель делает вывод не о том, что разум не способен в принципе достичь абсолютной исти&ны, а о том, что самой действительности свойственны противоре&чия, открываемые разумом. Так появилось представление об объек&тивной диалектике бытия. По мнению Гегеля, антиномий не четы&ре, как у Канта, а они содержатся «во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях. Знание этого и познание предметов в этом их свойстве составляют... диалекти&ческий момент логического»[138]. Гегель назвал вывод Канта об анти- номичности мышления, когда оно имеет дело с бесконечным, — отрицательным. «Истинное же и положительное значение антино&мий заключается вообще в том, что все действительное содержит в себе противоположные определения и что, следовательно, познание и, точнее, постижение предмета в понятиях как раз и означает позна&ние его как конкретного единства противоположных определений»[139].
По Канту, чистое мышление не может подняться выше анти&номий бытия, и это его недостаток.
По Гегелю, мышление спо&собно подняться до диалектики бытия, и это его достоинство. Раз&личие в подходе объясняется тем, что для Канта основная цель мышления — добиться общечеловеческих результатов, и она ока&зывается недостижимой для чистого разума. По Гегелю, мышле&ние должно отражать текучесть бытия, и он считает, что это воз&можно, хотя критерию общезначимости знания не удовлетворяет и гераклитовское «все течет, все изменяется».