<<
>>

Философия гуманизма.

  • Философия неоплатонизма.
  • Натурфилософия пантеизма.
  • Социально-политическая философия Возрождения.

  • Ключевые понятия
    Антропоцентризм — философское учение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

    Гилозоизм — философское воззрение, рассматривающее всю материю (природу) в состоянии одушевленности.
    Гуманизм — учение, признающее самоценность человека в мире, его право на свободное развитие и проявление своих способностей.
    Пантеизм — учение, обожествляющее природу мира.
    Свобода — состояние беспрепятственного развития человека с пониманием меры ответственности за свои поступки.
    Назначение V главы учебника состоит в том, чтобы выявить и обосновать основные идеи философии Ренессанса, рассмотреть ее специфику.
    Для философии эпохи Возрождения характерны: идея гуманизма как светская форма выражения нового мировоззрения; идея земного предназначения человека; идея антропоцентризма. Отноше-

    ние человека с природой и Богом рассматриваются в рамках пантеистического понимания мира.
    Философия Ренессанса не приемлет авторитеты схоластики. Старый идеал презрения к земному миру уступает место идеалу человека с его земными проблемами и с его деятельностью, направленной на разрешение этих проблем.
    Решение онтологической проблемы конечного и бесконечного: открытия Н. Коперника, И. Кеплера; усилия Леонардо да Винчи; новая натурфилософия и социально-политическая проблематика поставили вопрос об изменении соотношения философии и теологии в пользу философии. Философия становится на путь обретения статуса автономии.
    Этапы философии Ренессанса: гуманистический, неоплатонический и натурфилософский.
    1. Философия гуманизма

    Первые страницы философии гуманизма прописал Алигьери Данте (1265-1321 гг.). Итальянский поэт и философ в своей бессмертной «Комедии», описав состояние души после смерти в трех царствах потустороннего мира: аду, чистилище и раю, исполнил философский гимн земному предназначению человека.
    Сохраняя средневековый образ мышления, Данте поэтическим языком выразил противостояние тленного мира земли и вечного мира небес. Роль среднего звена в этом противостоянии играет человек, ибо он причастен к обоим мирам.
    Смертная и бессмертная природа человека обусловливает и его двоякое предназначение. Земное реализуется в гражданском обществе. Подготовку к вечной жизни осуществляет церковь.
    Разделение земной и потусторонней жизни уже само по себе ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь, заявляет о ее суверенитете.
    Итальянский мыслитель, не отрицая теоцентризм Средневековья, сделал первый шаг на пути формирования концепции антропоцентризма, рассматривающего человека в качестве центра и высшей цели мироздания.
    Если Данте Алигьери сделал первый шаг, то второй осуществил Ф. Петрарка (1304-1374 гг.).

    Обращаясь к проблемам человеческого бытия. Ф. Петрарка заявляет, что небожители должны обсуждать небесное, мы же — человеческое. Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом человека, рвущего связи со средневековыми традициями и сознающего этот разрыв. Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Старый стереотип презрения к земному уступает место идеалу человека в его достойном земном существовании.
    Эту позицию разделяет и Джаноццо Манетти (1396-1459). В трактате «О достоинстве и превосходстве человека» он подчеркивает, что человек рождается не для печального существования, а для созидания и утверждения себя в своих деяниях.
    Мировоззренческая направленность гуманистической мысли закладывает основания для новой философии — философии эпохи Ренессанса.
    Предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Задачей философии является не противопоставление духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Место конфликта занимают поиски согласия. Это относится как к природе человека, так и к положению человека в окружающем мире — мире природы и общества. Ценностям Средневековья гуманизм противопоставляет ценности земного мира. Следование природе провозглашается обязательным условием. Аскетический идеал рассматривается как состояние, противоестественное природе человека.
    Формируется новая этика, основанная на единстве души и тела, равноправия духовного и телесного. Заботиться об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него. В самой природе заложена красота и человек должен стремиться к наслаждению и преодолевать страдания.
    Земное блаженство как достойное человека существование должно стать предпосылкой небесного блаженства. Преодолевая дикость, варварство и земное состояние, человек прощается со своим ничтожеством и обретает истинно человеческое состояние.
    Человеческое в человеке — это всего лишь возможность, заложенная в нем Богом. Для своего осуществления она требует от человека существенных усилий, культурной и творческой деятельности. В процессе жизнедеятельности природа человека дополняется его культурой. Единство природы и культуры обеспечивает предпосылки возвышения человека до того, по чьему образу и подобию он сотворен. Творческая деятельность человека является продолжением и завершением божественного творения. Творчество, как атрибут Бога, включенное в человеческую деятельность, становится предпосылкой обожествления человека. Благодаря творчеству человек может подняться до заоблачных высот, стать земным богом.
    Мир и человек — творение Бога. Прекрасен мир, созданный для наслаждения. Прекрасен и человек, созданный для наслаждения миром. Но предназначение человека заключается не в пассивном наслаждении, а в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром. Таким образом, этика гуманизма, приписывая уму человека и его деяниям атрибут божественности, противостоит средневековой этике аскетизма и пассивности.
    Философия гуманизма «реабилитировала» мир и человека, поставила, но не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного. Решение этой онтологической проблемы стадо содержанием неоплатонического периода развития философии Ренессанса.
    << | >>
    Источник: Кальной И. И.. Философия.              Учебное пособие.              - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - 448 с.. 2002
    Помощь с написанием учебных работ

    Еще по теме Философия гуманизма.:

    1. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПОВТОРЕНИЯ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ
    2. Концепция нового гуманизма.
    3. 1. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм
    4. ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ 
    5.   2. Фальсификация диалектико-материалистической философии путем «отождествления» ее с религией  
    6. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
    7. Гуманизм и антропоцентризм как ценностные приоритеты инновационной цивилизации
    8. Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
    9. Философия гуманизма.
    10. Натурфилософия Пантеизма
    11. 4 . Социально-политическая философия Возрождения
    12. Античная философия
    13. Немецкая классическая философия