Гуманизм
Спорный вопрос философии XX в.: человек ли создает свое научно-техническое и индустриальное бытие, или бытие действу&ет через человека? Вторая точка зрения существенно ближе к Во&стоку, и Хайдеггер склоняется к ней. В связи с этим очень важен в экзистенциализме спор о гуманизме. Сартр в работе «Экзистенциа&лизм -г это гуманизм» утверждал, что экзистенциализм благодаря своей обращенности к конкретному человеку и есть наиболее по&следовательно выраженный гуманизм. Хайдеггер в «Письме о гу&манизме» соотносит гуманизм со свойственной западной цивили&зации, начиная с эпохи Возрождения, постановкой человеческой субъективности на верхнюю ступень пьедестала универсума. Отож&дествляя гуманизм с антропоцентризмом и отрицая последний, Хайдеггер подвергает сомнению весь европейский гуманизм. Про&блема бытия снова выходит у него на первый план, затмевая про&блему познания, и участью человека становится скромное «вслу&шивание» в бытие и вопрошание его. Точка зрения Хайдеггера близка к концепции Единого и дао и как бы возвращает нас к истокам философии.
Хайдеггер четко обозначил два предмета философии: целост&ное бытие и человеческое существование. С первым он вернулся к предфилософии, второй характерен для всего экзистенциализма XX в. Стержень новоевропейской философии — дилемма объек&тивного и субъективного — был поколеблен. Хайдеггер интересен критикой основ западного подхода к реальности. Тем самым он намечает выход из него.
Экзистенциализм — философия конкретного, обособленного в себе человека, зовущая его к свободе и обращающая в конечном счете к выводу, что наилучший путь (по которому далеко не каж&дый может идти) — становление духа, сфера творчества.
Психоанализ
Глубокое проникновение психологии XX в. во внутренний мир человека дало основания сомневаться в том, что поведение пол&ностью определяется и контролируется сознанием. Сформирова&лась концепция, во многом противоположная экзистенциализму (хотя в некоторых начальных моментах близкая к нему) и восхо&дящая к философии бессознательного Гартмана.
Если экзистен&циализм обратился к душе человека, то психоанализ проник в подсознание. Он обнаружил подсознательные мотивы поступков и отверг постулат экзистенциализма о свободе воли человека.
В начале XX в. австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856— 1939) получил экспериментальный материал, подтверждавший осново&полагающую роль подсознания в человеческом поведении. Фрейд объяснил самоубийство не сознательным признанием абсурдно&сти бытия и бессмысленности жизни, как считали экзистенциа&листы, а подсознательной тягой к разрушению и смерти, которая оказывается выше сознательных мотивов, лишь оправдывающих подсознательные влечения.
Воле к разрушению и смерти противостоит в человеке воля к жизни, частью которой является сексуальное желание. Взаимо&действие этих двух воль определяет, по Фрейду, поведение чело&века. Первичные желания могут замещаться другими, находящи&мися на более высоком уровне. Сексуальное желание может пере&ходить в творчество. В этом смысле вся духовная культура является сублимацией (превращением) исходных инстинктов человека. Иногда первичные желания, если они не могут быть удовлетворе&ны или модифицированы, приводят к психическим заболеваниям. Поскольку источником болезни являются подсознательные моти&вы, важным становится осознать их. Для этого Фрейд разработал специальную технику, в которой большую роль играет толкова&ние сновидений. Бессознательное, которое тщательно скрывается и подавляется в сознательной жизни, прорывается во время снов, когда цензура сознания отсутствует. Фрейд построил теорию сно&видений как исполнения желаний. Чтобы разгадать бессознатель&ные мотивы, надо раскрыть содержание снов. В книге «Толкова&ние сновидений» Фрейд показывает, как это делать.
Еще по теме Гуманизм
: