<<
>>

Концепция нового гуманизма.

Стратегия современного цивилизационного развития связана с переосмыслением старого гуманистического идеала и формированием нового. Одна из фундаментальных черт традиционного гуманизма - это признание свободы и самоценности человеческой
индивидуальности. Прав В.А. Лекторский, когда он замечает, «что характеристика эта настолько существенна, что отказ от нее означал бы отказ от самого гуманизма» (66. С. 109). Вместе с тем нужно сказать, идея свободы нередко толковалась в духе антропоцентризма как контроль и господство над миром.
С точки зрения нового гуманизма, свобода мыслится «как установление равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями или культурой, с социальными процессами, даже с нерефлектируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики» (66. 113).
Принятие новой перспективы гуманизма обусловлено, прежде всего, «экологическим вызовом», обострением проблемы выживания человечества. В этом смысле новый гуманизм можно охарактеризовать как экологически обоснованный гуманизм.
Следует заметить, что разрушительный характер материальной цивилизации коренится в утопическом гуманизме. «Исключительное внимание к человечеству как мере всех вещей или как к обладателю неоспоримой духовной власти над природой, низводит духовность до неадекватного ей уровня и низводит природу до статуса объекта потребления» (223. Р.З). В системе утопического гуманизма окружающая среда предстает как объект покорения, как некая внешняя сила, и задача человека состоит в освобождении от внешней зависимости. «На практике то, что мыслилось как способ освобождения, - верно замечает В.А. Лекторский, - не могло не обернуться новым порабощением, в данном случае созданной самим человеком технически-инструментальной системой» (66. С. 112). На наш взгляд, перспективы гуманизма связаны с признанием укорененности человека в природном бытии, а также значения диалога как глубинной структуры человеческой экзистенции. Духу новой цивилизации соответствует концепция экологически обоснованного гуманизма, основанная на идее «нового диалога с природой», выдвинутого И.Р. Пригожиным (114). Но прежде чем реализовать диалог с природой, людям необходимо научиться вести диалог друг с другом, развивать культуру интерсубъективной коммуникации. Но это должен быть диалог особого рода, диалог универсальный, охватывающий интересы
выживания человечества как единого целого, и постоянно обращенный в будущее; Это диалог, который «представляет собой не просто совместное открытие смысла истории, но главное - процесс совместного творчества новой социальной реальности» (167. С.37). Именно такой диалог, на наш взгляд, является ядром нового гуманизма и синонимом высшей мудрости человечества.
Теперь обратимся к другому, не менее важному, аспекту проблематики гуманизма, также связанному с вопросом выживания человечества. Мы имеем в виду трагическую дилемму смертности человеческого индивида и бессмертности человечества. «Или, говоря, конкретнее, понимания каждым человеком своей смертности и постулирования бесконечности развития общества, без чего деятельность индивида не может обрести целенаправленного характера, составляющего непременное условие движения человеческой истории. Эту задачу невозможно решить, - пишет J1.H. Митрохин, - не формулируя некие вневременные нормы, ценности, заповеди, подлинным, но незримым субъектом которых выступают интересы выживания общества в целом, не вводя в ткань культуры понятия абсолюта, ощущения вечности» (91.
С. ). «Независимо от желания самого человека люди в глубине своей сущности чувствуют присутствие бесконечного и сверхъестественного, - пишет М. Хатами, - это понимание приходит из глубины души» (157. 92). Человек инстинктивно стремится к высшей реальности. Философия нового гуманизма открывает дверь к этой реальности, возвышает дух человека.
Философия нового гуманизма символизирует собой критерий «высшего сознания», в свете которого только и могут быть оценены все человеческие деяния. Чтобы ни говорили, в современной жизни преобладает прагматическое мировоззрение: идеальные ценности не имеют субстанционального статуса. Джон Дьюи - в оправдание прагматизма писал: «Эстетические, религиозные и другие идеальные цели призрачны, или еще хуже бесполезны и излишни из-за их отделенности от инструментальных или экономических целей. Только в связи с последними идеальные ценности могут быть вплетены в текстуру повседневной жизни и стать субстанциальными» (191.
P. 172-173). Современная массовая культура показывает полное пренебрежение к ценностям добра и красоты. Она рисует людей такими, какие они есть в стихии жизни, то есть эгоистами и гедонистами, но это есть не что иное, как самоуничижение человека. Она отражает лишь внешнюю экзистенцию человека, но не его сущность, не его предназначение. Сущность человека, как правило, искажается, когда ее описывают в категориях повседневного бытия. Только на базе диалектики потенциальности и актуальности можно адекватно отобразить и понять динамическую реальность жизни. Как утверждает философия гуманизма, каждый человек есть одновременно его эмпирическая актуальность и его идеальная возможность, или даймон. Первейшей обязанностью каждого человека является распознавание, открытие своего даймона, а затем устройство своей жизни по его законам. Поскольку совершенство несовместимо с условиями эмпирического существования, даймон человека никогда не может быть реализован в этом мире; но живя в согласии с даймоном, человек может приблизиться к уникальному совершенству. Человек не только должен познавать себя, но и переделать себя (в согласии со своим даймоном). Человек есть существо само превосходящее, самотрансцендирующее. С точки зрения философии нового гуманизма, сущность человека включает в себя: а) высшее сознание, то есть рефлексивно-критическое отношение к самому себе, а также рефлексию по отношению к миру; б) моральную совесть, то есть чувствительность к феномену добра; в) эстетическое чувство, то есть чувствительность к феномену красоты (и величественности). Словом, аксиологическая чувствительность формирует сущность человека. Перефразируя Шиллера, можно сказать: «О, человек, ты единственный, кто имеет моральную совесть!». Герман Гессе писал: «Трудна дорога, ведущая человека к его совести. Почти все люди живут противоположно своей совести...» (209. Р.134). Но самое удивительное состоит в том, что идеологи техногенной цивилизации, утверждая культ научного знания, его доминирование над остальными ценностями, предлагали убрать все препятствия на пути к знанию, а также все, что может контролировать ход познания. Так, Ж,- О. Ламетри писал: Самое
главное, по-моему, освободить человека от угрызений совести» (64. С.261). Но, разумеется, наука не может и не должна быть свободной от ценностей, и тем более от совести.
Совесть человека, по Хайдеггеру, проявляет себя как забота о Бытии - о бытии Земли и бытии самого человека. Без такой изначальной склонности к заботе человек теряет свое онтологическое предназначение: забота о Бытии - это основа человеческой экзистенции. Сознание современного человека полностью поглощено утилитарными вещами - в нем нет места заботе о Бытии. Как преодолеть это «забвение Бытия»? Путем перехода с уровня ординарного сознания на уровень высшего сознания, считает, например, Э. Гобар. «Только тогда, - пишет он, - человек сможет увидеть свое место во вселенной как репрезентанта высшей формы существования» (205. Р. 226-227).
По мнению известного натуралиста Лорена Эйсли, в мире ценностей паука или других созданий мы не существуем; но паук и другие создания существуют внутри нашего сплетения значений (193. Р.49). В этом факте зафиксирована огромная разница между человеческим бытием и существованием других созданий природы. Только человек способен увидеть и оценить бытие других живых существ, их смысл и ценность в величественном дизайне природы (перед «светом Бытия», по выражению М. Хайдеггера). Человек есть вопрошающее бытие: он спрашивает о смысле своего существования на Земле. В то время как все другие существа оказываются полностью погруженными в мир повседневного бытия, только человек возвышается над ним. Человек видит собственное бытие и бытие других в свете высшего сознания - в трансцендентальной перспективе.
Перед любым человеком стоит экзистенциальный выбор: видеть мир с позиции утилитарно-гедонистического интереса или видеть мир в перспективе «высшего сознания», то есть морально-эстетической рефлексии. Только выбор последней перспективы и свободное волеизъявление в свете высших ценностей придают человеку чувство собственного достоинства и возможность оценить свое высокое предназначение в мире. Человек таит в себе «Мысль Бытия», по выражению Хайдеггера, и должен принять на себя ответственность за Бытие. Сущность
человеческого бытия состоит в том, что это есть рефлектирующее и ответственное отношение к миру в свете высших ценностей.
Идеальные ценности человека - его эстетические, моральные и другие ценности - являются предельной (конечной) реальностью человеческой жизни. Они лежат в основе прагматических и утилитарных ценностей. В отсутствие идеальных ценностей, как например, истина, добро и красота, все другие человеческие устремления и цели полностью обессмысливаются. Только идеальные ценности формируют подлинный стержень человеческого характера; это единственный источник силы духа, помогающий справиться с жизненными проблемами; это есть та глубинная реальность, о которой поведала нам литература «высокого реализма» (Шекспир, Гете, Достоевский, Толстой, Ибсен, Манн, Гоголь, Шолохов и др.). В противоположность утилитарно- прагматической идеологии, утверждающей «ставку на понижение», новая цивилизационная стратегия ориентируется на идеал высокого гуманизма. Без идеала нет смысла жизни, нет света бытия - без идеала жизнь похожа на прозябание в пещере. При восхождении на гору мы стремимся достичь вершины; также и в жизни мы должны стремиться к тому, чтобы подняться на высший уровень сознания. Но это удается не каждому: для восхождения к идеалу потребуется личное моральное мужество, индивидуальная воля к совершенству. Идеал гуманизма имеет общечеловеческое значение: он может стать этическим фундаментом строительства общепланетного дома. Не отрицая различия в культурах, он утверждает моральное единство - единство в человечности: существует только один нравственный закон, допускающий разумное оправдание. Мы предлагаем обновить идеал гуманизма, чтобы придать новый смысл, новый вектор развитию современной цивилизации.
<< | >>
Источник: Мантатова Л.В.. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. - Улан-Удэ: издательство ВСГТУ,2004. - 242 с.. 2004

Еще по теме Концепция нового гуманизма.:

  1. 5.1. Психологическая концепцияуправления в органах правопорядка
  2. 5. Политические учения Средневековья и Нового времени.
  3. Концепция нового гуманизма.
  4. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения
  5. 1. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм
  6. 4. Человек Нового времени в европейской философии
  7.   2.6.5. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры  
  8. и. п. и л ь и нР. УЭЛЛЕК и ЕГО НЕОПОЗИТИВИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КРИТИКИ
  9. Философия гуманизма.
  10. 23. РАЗМЫШЛЕНИЯ О СИМОНЕ ВИЗЕНТАЛЕ И КОНЦЕПЦИИ ГЕНОЦИДА СТИВЕН ДЖЕЙКОБС Steven Jacobs
  11. ПРОБЛЕМА СОГЛАСОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
  12. 1. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм