Архетип
Коллективное бессознательное проявляется во сне, но и к нему все сновидения не сводятся. Тем не менее на почве осознания подсознательных желаний возможно разрешение внутренних конф&ликтов, которое полезно не только для излечения больных, но и для обретения душевного спокойствия здоровыми людьми.
Наметилась тенденция к соединению фрейдизма и экзистен&циализма. Юнг под внутренним ядром человека (он называл его «самость») понимал сумму сознательного и бессознательного. Бес&сознательное влияет на человека, но это влияние можно скоррек&тировать, если понять подсознательные мотивы действий и по&ставить их на службу высшим устремлениям и ценностям человека.
Модели поведения
Эрих Фромм (1900—1980) развил представление о двух моде&лях поведения, выбираемых индивидом. Или он идет по пути при&обретательства, стараясь заполучить как можно больше вещей в свою собственность, — путь, который выбрало большинство на&селения западных стран, названных «потребительским обществом». Или он совершенствует заложенные в каждом способности. «Иметь или быть» назвал Фромм эту дилемму. Человек идет по пути по&требительства, когда не осознает свое глубинное стремление стать полноценной личностью.
Другая, по Фромму, основная дилем&ма — между ложным единством в тоталитарном обществе, в кото&ром свобода каждого подавляется, и истинным единством через любовь. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы на смену агрессивно-потребительскому отношению к миру пришло отно&шение любовно-творческое.Понятие Фроммом любви близко к Мо-цзы, Нагорной пропо&веди и словам Паскаля: «Из всего, что есть на земле, он (правед&ник. — А. Г.) принимает участие только в неудовольствиях, а во&все не ищет удовольствий. Он любит своих ближних, но его лю&бовь не ограничивается этими пределами, она распространяется и на его врагов, а потом и на врагов Бога»[153]. Основной вывод «Ис&кусства любить» Фромма, что любовь «является единственно здра- вым и адекватным решением проблемы человеческого существо&вания». Поэтому «всякое общество, которое так или иначе огра&ничивает развитие любви, неизбежно рано или поздно погибнет, придя в противоречие с основными потребностями человеческой природы»[154].
Принципы психоанализа взяли на вооружение не только экзи&стенциалисты, но и представители других направлений. Предста&витель «франкфуртской школы» Герберт Маркузе (1898—1979) писал, что современные идеологии представляют собой созна&тельное оправдание скрытых подсознательных желаний. Это на&поминает предположение Ницше, что за словами революционе&ров о том, что они хотят всеобщего счастья, скрывается подсоз&нательная воля к власти. И в данном случае, помогая раскрытию глубинных стремлений человека, психоанализ существенно рас&ширяет представления об основах поведения и помогает выбрать наилучшее с точки зрения нравственных критериев, решение.