<<
>>

Минимальный гуманизм


Минимальный гуманизм принимает основную схему трех инстанций, но акценты расставляет прямо противоположным образом.
Человек оказывается "процессом" только в том случае, если мы признаем изначальную реальность двух автономных полюсов нечеловеческой природы.
Если мы отказываем этим двум реальностям в онтологической самостоятельности, мы получаем совсем иную картину. Минимальный гуманизм считает, что, по большому счету, есть только одна реальность – человек в его среднем понимании, конкретный индивид, а оба полюса – сверхчеловеческий и недочеловеческий – являются лишь его условными проекциями, его представлениями, его абстрактными пределами. Человек здесь перестает быть процессом и становится константой, утрачивает видовой динамизм, переходит к статике. Эта константа, постоянно вращаясь вокруг своей неизменной сути, способна выдвинуть две гипотезы относительно того, что может находиться за ее верхним и нижним пределом. Но эти гипотезы остаются лишь представлениями, не обладают внутренней имманентной реальностью, лишены автономного существования, по большому счету, это условности, искусственные конструкты.
Минимальный гуманизм видит антропологическую ситуацию обратным образом, нежели максимальный. Минимальные гуманисты утверждают, что есть только человек, причем человек индивидуальный, человек как таковой, человек, строго тождественный самому себе, а не человек как процесс.
Человек как процесс, как функция возникает только тогда, когда он не тождественен самому себе. Формула максимального гуманизма такова: "человек есть человек плюс или минус нечто еще". "А" здесь никогда не равно "А".
Принцип нетождества является основным принципом максимального гуманизма и фундаментом антропологии всех существующих религий и "религиозных" философий, заменяющих "божество" иными формами нечеловеческих ценностей – сакральностью (или ее субститутами).
Минимальный гуманизм, напротив, считает, что человек есть реальность, тождественная самой себе, неспособная к видовым мутациям. Он основан на убежденности в том, что человеческое существо ни при каких обстоятельствах не может перестать быть человеком, не может стать ни недочеловеком, ни сверхчеловеком. Концепции и представления о сверхчеловеке, Боге, онтологии, бытии, реальности и недочеловеческих мирах, с этой точки зрения, являются лишь гипотезами.
В такой модели человек есть неизменная данность.
Образцом минимального гуманизма является фундаментальный труд немецкого философа Иммануила Канта "Критика чистого разума". Смысл этой книги в основных чертах сводится к доказательству того, что рассудок человека не способен перейти ту грань, которая отделяет его мира как такового, от "вещей-в-себе", от "реальности-в-себе". Эта "реальность-в-себе", находящаяся за пределами компетенции человеческого рассудка, обнаруживается как нечто непознаваемое и полностью ускользающее от опыта; Кант назвал эту реальность – "ноуменом". Человек, таким образом, обречен на то, чтобы иметь дело только со своими представлениями и структурами рассудка.
<< | >>
Источник: Александр Гельевич Дугин. Философия Политики. 2004
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Минимальный гуманизм:

  1. § 4. Принципы уголовного права
  2. Социальное назначение трудового права
  3. ОТЗЫВЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ ОППОНЕНТОВ
  4. ТЕМА 28 ОБРАЗОВАНИЕ В ДУХЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ГУМАНИЗМА, ТЕРПИМОСТИ И НЕНАСИЛИЯ.
  5. § 1. Принципы назначения наказания
  6. § 3. ПРИНЦИПЫ СОВЕТСКОЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ политики
  7. 3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
  8. Глава 2. Понятие "политической антропологии". Минимальный гуманизм / максимальный гуманизм
  9. Риск быть человеком
  10. Максимальный гуманизм
  11. Минимальный гуманизм
  12. Субъективный идеализм и субъективный материализм
  13. Минимальный гуманизм отменяет онтологию Политического
  14. Минимальный гуманизм и 7 проявлений Политического
  15. Эдмунд Берк: нефундаментальный консерватизм
  16. Консервативная революция
  17. Эволюция коммунизма и его кризис
  18. Глава 2. Космополитизм и китайская цивилизация
  19. Сартр Ж.П.